ФАС предложила кабмину реформировать подход к расчетам стоимости строительства и реконструкции аэропортов в России. В службе считают, что стоит разработать «эталонные расходы» для таких инвестпроектов, не включая в них затраты на избыточные площади вроде пространств для выставок и галерей и дизайнерские решения, например фонтаны и скульптуры. Это поможет снизить стоимость обслуживания в аэропортах для авиакомпаний и нивелировать риски резкого роста цен на билеты, полагают в службе. Бизнес же считает, что это приведет к излишнему регулированию и внесет неопределенность в инвестиционный процесс. Тем не менее пассажиры сегодня стремятся экономить деньги, в том числе на перелеты, добавили эксперты.
Без фонтанов
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России предложила кабмину реформировать подход к расчету стоимости инвестпроектов по строительству и реконструкции аэропортов в России. Об этом сказано в письме главы ведомства Максима Шаскольского первому вице-премьеру Андрею Белоусову от 14 сентября (копия есть у «Известий»).
«Прошу вас дать поручение заинтересованным ведомствам и организациям совместно с ФАС России определить эталонную стоимость строительства/инвестиционных вложений, а также внести соответствующие изменения в действующие нормативные акты и (или) разработать новые», — говорится в тексте документа.
По мнению специалистов службы, мера поможет сократить стоимость обслуживания в аэропортах для перевозчиков, ведь тарифы утверждаются в зависимости от расходов на реконструкцию. Также это позволит снизить риски резкого роста цен на авиабилеты, следует из письма.
Дополнительные же дизайнерские решения (выставки, галереи, фонтаны, скульптуры, оригинальное оформление стен и потолков и т.д.) могут окупаться за счет неавиационной коммерческой деятельности аэропортов — сдачи площадей в аренду, рекламы, услуг парковки, пишет глава ФАС.
Кроме того, в нынешних реалиях уже при строительстве аэровокзальных комплексов логично предусмотреть многофункциональность площадей, чтобы при необходимости оперативно перераспределять зоны обслуживания внутренних и международных рейсов в зависимости от пассажиропотока, уточнили в службе.
В Минтрансе не поддержали это предложение, указал глава ФАС в письме. Тем не менее ведомство обратилось с ним к первому вице-премьеру.
«Известия» направили запрос в ФАС.
В пресс-службе Минтранса напомнили, что при согласовании инвестпроектов по реконструкции аэропортов уже и так проводится государственная экспертиза проектной документации. А положением о государственном регулировании цен на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах предусмотрено согласование предельных сумм инвестиций, учитываемых в дальнейшем в составе регулируемых тарифов на обслуживание.
В аппарате вице-премьера Андрея Белоусова «Известиям» сообщили, что профильным органам власти поручено представить позиции по обсуждаемому вопросу.
Обслуживание в копеечку
Сегодня инвесторы самостоятельно рассчитывают стоимость проектов по реконструкции или строительству аэропортов. Затем техдокументацию и смету изучает и одобряет ФАУ «Главгосэкспертиза России» (подведомственное учреждение Минстроя). Окончательно инвестпроект утверждает правительственная комиссия по транспорту под председательством Андрея Белоусова.
— Сумма строительства зачастую является предметом конкурса, где победителем становится инвестор, предложивший наибольшую стоимость. Энергоэффективность, необходимость архитектурных решений и параметры строительства при этом не оцениваются, — пояснил собеседник «Известий» в одном из профильных органов власти.
В дальнейшем инвестор окупает затраты на реконструкцию терминала за счет их эксплуатации. Часть тарифов на обслуживание в них утверждает ФАС, часть — сам оператор аэропорта. К первой группе относятся сборы на операции по взлету-посадке самолетов, на авиабезопасность, на предоставление услуг аэровокзального комплекса и обслуживание пассажиров. Нерегулируемые услуги — это, например, предоставление автобуса или телетрапа для пассажиров, доставка экипажа на борт самолета, уборка судна, доставка на борт питания и др.
Сегодня у ФАС уже есть инструмент, позволяющий исключать из расчета размеров регулируемых тарифов необоснованные затраты инвесторов при строительстве, сказал «Известиям» собеседник в отрасли.
— Но инвестор легко компенсирует это добавлением новых сборов или повышением ставок сборов на нерегулируемые услуги. В конечном итоге эти дополнительные затраты ложатся на плечи авиакомпаний, а далее — пассажиров, — добавил источник.
ФАС же предлагает определить, какой предельный размер инвестиций должен впоследствии включаться в тариф.
Спорный метр
На проблему избыточных площадей аэропортовых терминалов в декабре прошлого года обращал внимание гендиректор авиакомпании Utair Андрей Мартиросов. Он указал: с одной стороны, аэропорты стремятся внедрять современные технологии, системы распознавания лиц — для сокращения времени пребывания пассажиров в зданиях терминалов, а с другой — строят «гигантские помещения для нахождения там пассажиров». По мнению топ-менеджера, люди сегодня стремятся как можно быстрее проходить все предполетные процедуры и меньше находиться в самом аэропорту.
До конца года в России ожидается завершение строительства терминала внутренних линий аэропорта Владикавказа (инвестиции — около 2 млрд), терминала, аэродрома и посадочной полосы в Новом Уренгое (12,1 млрд, из которых 6,5 млрд — на терминал), Новосибирске (16 млрд) и терминала международных рейсов в Хабаровске (5,2 млрд). В начале 2024 года должен быть введен в эксплуатацию новый аэропортовый комплекс в Петропавловске-Камчатском (более 12 млрд).
Согласно материалам ФАС, приложенным к письму в кабмин, удельная стоимость 1 кв. м терминала в Новом Уренгое тоже составляет 201 тыс. при пассажиропотоке в 955 тыс. человек в год. Для терминалов аэропортов Новосибирска и Ростова-на-Дону (новый терминал сдан в конце 2017 года) аналогичный показатель составил 165 тыс. При этом Толмачево в год обслуживает 6,7 млн пассажиров, а Ростов — более чем вдвое меньше (2,9 млн человек). Около 3 млн путешественников пользуются аэропортом Анапы, где удельная стоимость 1 кв. м терминала внутренних линий (сдан в 2017-м) составляет 88 тыс. рублей в ценах 2021 года.
Представитель «Аэропортов регионов» (компания управляет авиагаванями в Петропавловске-Камчатском, Новом Уренгое, Ростове-на-Дону и др.) не ответили «Известиям». Редакция также направила запросы представителям «Новапорта» (Новосибирск) и «Аэродинамики» (оператор аэропортов Анапы, Краснодара и Сочи).
Аэропортовый бизнес выступил против инициативы ФАС: в деловом сообществе полагают, что разработка таких «эталонных расходов» может быть затруднительна.
— При проектировании и строительстве зданий аэровокзального комплекса и служебно-технической территории учитываются не только климатические особенности региона, сейсмическая ситуация и прочее, но и транспортная доступность, логистические схемы доставки материалов, соотношение внутренних и международных пассажирских или грузовых перевозок в том или ином аэропорту, технологические особенности и многое другое — вплоть до особенностей грунта, на котором предстоит построить фундамент аэровокзала, — объяснил исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов Сергей Никотин.
При этом эффект от меры будет незначительным: расходы на аэропортовые сборы составляют 10–15% в стоимости выполнения рейса и снижение тарифов операторов аэропортов даже на 20% не даст экономии более чем на 3% для пассажиров, добавил он. Кроме того, непонятно, почему «эталон» должен применяться только для аэропортовой отрасли, тогда как сырьевики, строительный рынок и рынок логистики будут продолжать работать в рыночных условиях. В ассоциации считают такой подход дискриминационным.
Однако руководитель практики антимонопольного права «Инфралекс» Елена Кузнецова считает, что сегодня пассажиры действительно заинтересованы в экономии средств на перевозку и еще больше — на оплату допуслуг аэропортов. А руководитель направления экономических исследований консалтинговой компании Kulik & Partners Law.Economics Татьяна Басова отметила: метод «эталонных расходов» широко применяется различными регуляторами достаточно давно, яркий пример — ограничение затрат при строительстве энергетической инфраструктуры.