Представители многочисленных афганских диаспор за рубежом создадут новую политическую платформу «За мир и справедливость», ее учредительный съезд пройдет в течение ближайших нескольких дней в Германии. Об этом «Известиям» рассказал один из ее координаторов. Главной целью новая структура ставит «возвращение к госстрою, опирающемуся на волеизъявление народа и основанному на нормах конституции и защите основных свобод и прав граждан». Кроме того, она призывает нынешние власти в лице «Талибана» (движение находится под санкциями ООН за террористическую деятельность) к проведению межафганских переговоров со всеми заинтересованными силами, следует из черновика документа новой платформы (есть в распоряжении «Известий»). Впрочем, как считают эксперты, успех этой структуры будет во многом зависеть от того, сможет ли новая политическая сила прирасти еще и военно-политическим каркасом.
Вместе во благо родины
Ситуация в Афганистане, не нормализовавшаяся вслед за приходом к власти там движения «Талибан», беспокоила международное сообщество весь последний год, невзирая на отвлечение на происходящее на Украине и кризис вокруг Тайваня. Многочисленных же афганцев, покинувших родину как до перехода власти в стране к талибам, так и после, она по понятным причинам волновала еще раньше и куда сильнее.
Итогом размышлений о путях выведения Афганистана из кризиса стала идея создать новую политическую платформу «За мир и справедливость» с участием проживающих за рубежом афганских старейшин, бывших государственных и политических деятелей, представителей гражданского общества, журналистов и работников частного сектора. Как рассказал «Известиям» один из передовых координаторов этого движения, пожелавший остаться неназванным, учредительный съезд этой структуры состоится в течение ближайшей недели в одном из городов Германии.
— Соберутся представители афганцев от Новой Зеландии, Австралии, Японии до Южной Америки, есть даже несколько человек из Кении, где тоже живут афганцы, из ЮАР, и это не считая, разумеется, афганских диаспор Европы, Средней Азии, Ирана, Пакистана, России и Белоруссии. То есть будут представители со всего мира и, самое главное, все этносы — хазарейцы, узбеки, таджики, пуштуны. То есть это по-настоящему полиэтническая организация, которой в постталибском Афганистане не возникало, — рассказал собеседник «Известий».
Одним из учредителей политической платформы будет, по его словам, экс-глава МИД Афганистана Ханиф Атмар.
Как следует из уставного документа «За мир и справедливость», «ликвидация республиканского режима с использованием оружия и в нарушение норм конституции страны, где были закреплены основные права и свободы человека и гражданина, где учитывалось этническое, религиозное, языковое, гендерное многообразие и было гарантировано равноправие в соответствии с предписаниями ислама и мировых стандартов, привела к большому бедствию общенационального масштаба». Как итог, Афганистан одномоментно погрузился в целую череду кризисов — политический, гуманитарный и экономический, с правами человека и в сфере безопасности.
«Вышеуказанные кризисы привели страну к гуманитарной катастрофе, которая реально угрожает существованию самой страны, существующая власть, являющаяся источником и причиной этого кризиса, не в состоянии преодолеть его самостоятельно, без поддержки народа и международного сообщества, и таким образом само существование государства безответственно подвергается опасности», — отмечают авторы документа.
Афганистан действительно сложно было назвать благополучной страной и до прихода талибов, но после 15 августа на фоне заморозки в США денег афганского центробанка и сворачивания Западом программ финансирования Кабула в стране тут же наступила острая нехватка продовольствия. По свидетельству большинства международных организаций, вдобавок к социально-экономическим потрясениям в стране практически в одночасье были порушены основные права человека: расправа со сторонниками прежнего режима, убийства на этнической почве и практически полное выдавливание из общественной жизни женщин — таким Афганистан под властью талибов стал к настоящему моменту.
С прицелом на потом
Для выхода из тупика, в котором Афганистан пребывает сегодня, инициаторы новой политической платформы предлагают восемь теоретических и практических пунктов, среди которых одним из главных можно счесть призыв к проведению межафганских переговоров.
При этом авторы признают, что не изобретают Америку: «настаивание на проведении межафганского мирного переговорного процесса не является каким-то новым политическим решением и не выходит за рамки Дохийского соглашения, оно не должно истолковываться как что-то из ряда вон выходящее», подчеркивается в документе.
Проведение межафганских переговоров было одним из пунктов соглашения, которое США заключили с талибами в столице Катара зимой 2020 года. Кроме старта переговоров между талибами и тогдашним афганским правительством во главе с ныне сбежавшим из страны Ашрафом Гани оно предусматривало также вывод войск НАТО из Афганистана и запрет деятельности многочисленных террористических группировок на подконтрольных талибам территориях. С тех пор вывод войск Североатлантического альянса — а скорее, поспешное бегство с афганской территории иностранных военных — стал единственным из пунктов, который был в итоге реализован. Противостоять террористам на территории Афганистана движение «Талибан» обещало сразу вслед за приходом к власти в августе прошлого года, но эффективность этой борьбы все еще вызывает сомнения.
Что же касается межафганских переговоров, в прошлом талибы их последовательно игнорировали, прямо называя Ашрафа Гани марионеткой США и на этом основании не желая о чем-либо с ним договариваться.
По мнению руководителя Центра изучения афганской политики Андрея Серенко, вряд ли талибов удастся склонить к каким-либо межафганским переговорам и сейчас — «это люди, которые понимают только военную силу, и если им не прижать хвост внутри страны силовым путем, они ни с кем договариваться не будут».
— Но ход хороший, это не пустая затея. Этот проект преследует цель объединить афганскую политическую иммиграцию, находящуюся за пределами страны, на какой-то компромиссной платформе — а это невероятно сложная задача — и уже с этим единым проектом выйти на идею переговоров с талибами. Это заявка на будущее, — сказал эксперт «Известиям». — А если у Атмара и его сторонников появится не только политический проект, но и военно-политический, я думаю, это ускорит достижение такой цели, как межафганские переговоры. Если же такого проекта не будет, это рискует остаться прекрасным призывом за все хорошее и против всего плохого.
Впрочем, как признался «Известиям» вышеупомянутый источник в создаваемой политической силе, уже в ближайшем будущем «За мир и справедливость» рассчитывает заручиться поддержкой Фронта национального сопротивления Ахмада Масуда, бойцы которого сейчас оказывают талибам вооруженное сопротивление в провинциях Панджшер, Баглан и отчасти в Бадахшане. И, что примечательно, на сегодняшний день Масуд — единственный человек, с кем «Талибан» выражал готовность вести переговоры. Нынешним летом ему даже предлагали войти в правительство талибов, но он отказался.