В Госдуме предложили признать Greenpeace иноагентом — такой депутатский запрос направлен в Минюст и Генпрокуратуру. С копией документа ознакомились «Известия». Причиной стала деятельность организации против России: ее активисты блокировали разгрузку российского СПГ в Финляндии; также они требуют, чтобы Хельсинки прекратил покупать газ из РФ. В Greenpeace объясняли свои действия тем, что закупка отечественного топлива позволяет косвенно финансировать СВО на Украине.
Определить позицию
Организацию Greenpeace предложили признать иноагентом в РФ. Соответствующий депутатский запрос в Минюст и Генпрокуратуру направил член «Единой России» Александр Якубовский. Организация действует против нашей страны, в частности, активисты подразделения Greenpeace Nordic блокировали разгрузку отечественного сжиженного природного газа (СПГ) в Финляндии, напомнил депутат. Также они требуют, чтобы Хельсинки объявил о немедленном прекращении импорта российского топлива, отметил он.
— Есть понятные и четкие критерии признания иностранным агентом. Если в руководящих органах компании находятся иностранцы, и официально две трети финансирования — иностранные источники, справедливо полагать, что свою деятельность организация ведет не в интересах России и ее жителей, — сказал Александр Якубовский.
В 2020 году российское отделение организации (ОМННО «Совет Гринпис») потратило примерно 350 млн рублей, из которых 212 млн поступило от некоммерческого фонда Greenpeace International, 60 млн — от Greenpeace Нидерландов и еще около 2 млн — от иностранных граждан и частного зарубежного фонда, сказано в письме депутата.
В Greenpeace «Известиям» сообщили, что российское отделение организации «не может быть признано иностранным агентом, так как деятельность в области защиты растительного и животного мира, благотворительности и добровольчества не относится к политической». Также там подчеркнули, что российское отделение Greenpeace не входит в состав и не поддерживает ни одну политическую партию.
«Известия» направили запросы в Минюст, Генпрокуратуру.
По мнению председателя Российского экологического общества Рашида Исмаилова, пришло время называть вещи своими именами — когда ведется подрывная деятельность на деньги иностранных заказчиков, тогда нужно называть себя агентом другой страны.
— Нередко в рамках своей, по сути, политической деятельности, которая ведется на иностранные деньги, полученные от тех же стран, которые поставляют вооружение Украине, псевдоэкологи под эгидой Greenpeace и под предлогом экологической борьбы дискредитируют российское законодательство, — уверен Александр Якубовский.
По словам зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрия Гусева, с зарубежными экологическими компаниями ситуация сложная. Они действительно продолжают свою деятельность на территории России, не всегда увязывая ее с задачами развития нашего государства, пояснил он.
— В части Финляндии — это может быть простой ход, которым можно оправдать отказ от поставок наших энергоресурсов, — полагает эксперт.
Ранее на сайте финского подразделения организации были приведены слова эксперта по климату и энергетике Greenpeace Norden Олли Тиайнена, который отметил, что Финляндия должна немедленно запретить импорт российского ископаемого топлива в страну и дать соответствующее указание государственной компании Gasum.
Расставили точки
Зеленая гуманитарная интервенция давно укоренилась в методах влияния «мягкой силы» Запада, отметил статс-секретарь Экологической палаты России, председатель общественного совета при Росгидромете Вадим Петров. Индия стала первой страной, запретившей Greenpeace, добавил он.
Влияние экологической и климатической повестки на политические и социальные процессы, происходящие в мире, уже стало очевидным, сказал эксперт. Зачастую некоторые структуры используют природоохранные организации для реализации собственных экономических целей, передела рынков, перенаправления финансовых потоков, вмешательства в суверенные дела стран, добавил Вадим Петров.
— То, что организация мешает российским поставкам, лишь подтверждает ее статус политического агента, действующего не в интересах нашего государства. Пора расставить все точки и определить юридический статус Greenpeace в соответствии с фактическим, — подчеркнул Дмитрий Гусев.
Тем более что поступления от иностранных лиц на счета российского подразделения организации присутствуют с самого начала его деятельности, добавил эксперт.
По мнению создателя инвестиционной компании Klopenko Group Егора Клопенко, Greenpeace сейчас — своеобразное оружие части западной элиты. С другой стороны, признание организации иностранным агентом вряд ли окажет на нее сильное влияние, заметил он. Во-первых, иноагенту работать в России можно, а во-вторых, интересы Greenpeace в мире очень широки и новый статус организации в РФ практически никак не ущемит движение, пояснил эксперт. Впрочем, в целом организация принесла пользу для мирового экологического движения, сделав его более популярным, добавил Егор Клопенко.
По мнению Вадима Петрова, Финляндия же должна позаботиться о своих гражданах, поскольку энергообеспечение должно быть вне санкций — это гуманитарная миссия.