США и их европейские сателлиты продолжают прикладывать все возможные усилия, чтобы пространство бывшего СССР стало для России зоной постоянной нестабильности и угрозы. Однако по большей части внутренние и международные конфликты в соседних странах — это результат их внутреннего развития за 30 лет независимости, обретенной после распада СССР. Государства постсоветского пространства вызывают тревогу, потому что в большинстве своем не смогли создать устойчивые государственные системы либо урегулировать отношения со своими соседями. Как в этой ситуации следует поступать России, разбирался программный директор Валдайского клуба, доктор политических наук Тимофей Бордачев — специально для «Известий».
Осеннее обострение
Положение бывших советских республик становится особенно неустойчивым сейчас, когда рушится вся система глобализации, за счет участия в которой они рассчитывали решать внутренние задачи развития, добиваться обогащения элит и спокойного существования в международной политике. Другими словами, почти у всех новых стран — соседей России не оказалось достаточно времени и возможностей, чтобы устояться и избавиться от проблем переходного периода. Несмотря на подчеркивание своей независимости, они всё равно продолжают рассматривать Москву в качестве основного арбитра, исходить в своих действиях из ее положения в мире. В настоящее время российские возможности напрямую вмешиваться в разрешение спорных ситуаций на Кавказе или в Центральной Азии ограничены концентрацией усилий на западном направлении. Поэтому отдельные страны СНГ пытаются воспользоваться моментом и решить собственные внутренние проблемы за счет соседей.
Синхронное осеннее обострение 2022 года включает в себя балансирование на грани прямого столкновения Армении и Азербайджана, большую интенсивность ставших уже привычными перестрелок на киргизско-таджикской границе, внутреннюю неопределенность в Молдове, Армении и Казахстане, который еще совсем недавно казался успешным и стабильным соседом. Не удивительно, что наблюдателей внутри России и за рубежом беспокоит вопрос: как это всё может отразиться на российских интересах и влиянии?
В действительности все эти события трагичны для стран-соседей, но не представляют прямой угрозы для России, и, кроме того, даже при самом драматичном развитии ситуации именно она останется здесь главным игроком. В первую очередь потому, что никто из сопоставимых с Россией великих держав не готов принять на себя аналогичную по масштабам ответственность. Так что России всё равно придется вернуться в положение главного гаранта безопасности и выживания своих соседей. Вопрос состоит в том, как она будет это делать?
Тяжесть ответственности
Именно к необходимости ответить на него может привести Москву драматическое развитие событий на периметре российских границ, если не немедленно, то в перспективе 10–15 лет. И главная причина — уже указанные трудности соседей со строительством устойчивых государств. Сейчас наиболее яркие примеры — это дружественная нам Армения и Молдова, власти которой выбрали ориентацию на НАТО и Европейский союз. В первом случае причина наступивших бедствий состоит в усталости населения от политики, которая проводилась властями на протяжении четверти века после завершения Первой Карабахской войны. События осени 2020 года показали, что республика оказалась не готова с оружием в руках отстаивать свои интересы. Не готова на уровне общества, государственного аппарата и вооруженных сил.
Результатом стало серьезное поражение, выводы из которого пока также не сделаны. Прошедшие два года армянское государство провело не в упорном строительстве собственных вооруженных сил, а попытках найти решение извне — у России, Европы или США. При этом Евросоюз и американцы рассматривают проблему конфликта Азербайджана и Армении не с точки зрения необходимости ее решения, а исходя из стремления усложнить дело для России. Сама Россия несет ответственность за мирное население Нагорного Карабаха и, как лидер ОДКБ, за безопасность своих союзников от внешней агрессии. Но это не может означать того, что сами союзники полностью избавлены от необходимости себя защищать. И вновь армянское руководство призвало ОДКБ на защиту, но даже не подумало о проведении подобия всеобщей мобилизации.
Внешний фактор
Внешние силы способствуют обострению конфликта между Баку и Ереваном, именно на это был направлен недавний визит в армянскую столицу председателя конгресса США Нэнси Пелоси. На фоне заявлений из Вашингтона и Брюсселя непосредственные соседи — Иран и Турция — выглядят уже миротворцами. Для обложенного западными санкциями Ирана сохранение Армении важно с точки зрения наземного доступа во внешний мир. Поэтому визит в Ереван американской гостьи был направлен не только против России, но и против Ирана — а в обмен на обещания помощи против Азербайджана в Вашингтоне рассчитывают получить изменение позиции армян в отношении своих соседей на юге. Или, по меньшей мере, попортить Тегерану нервы на фоне его движения к тому, чтобы получить собственное ядерное оружие.
Турция также не хочет разрастания конфликта, пытается удержать его в рамках, позволяющих ей играть покровительственную роль в отношении Азербайджана. В самом Баку всячески подчеркивают близость с «братской» Турцией, но опасаются роста ее аппетитов. За прошедшие годы Азербайджан достиг по меньшей мере видимой стабильности. Это не отменяет существующих в республике проблем с бедностью и неравенством доходов — за блестящим фасадом Баку скрываются отсталая азербайджанская деревня, архаичные экономика и государственные институты. Поэтому азербайджанские власти заинтересованы в том, чтобы постоянно поддерживать в обществе мобилизационные настроения и воинственный дух. Другими словами, обе республики Южного Кавказа находятся перед серьезными развилками внутреннего развития, и это толкает их к конфликту.
Провинциальные проблемы
На этом фоне соседняя Грузия действительно выглядит островком стабильности. В первую очередь грузинские власти справляются с давлением, которое на них оказывает Запад по вопросу отношений с Россией. Грузии в каком-то смысле повезло — она в 2008 году уже пережила последствия внешнеполитического авантюризма. Опыт оказался весьма горьким, но пошел на пользу — в Тбилиси прекрасно понимают цену, которую можно заплатить за агрессивное наступление на российские интересы. Иллюзий относительно того, что режим в Киеве может сохраниться, там тоже не испытывают. При этом значительная часть населения, особенно молодежи, в Грузии настроена весьма антироссийски. Нужно отдать должное грузинскому правительству, политическим партиям и обществу в целом — опасные настроения находятся под контролем.
Маленькая Молдова — это уже типичный пример государства, которое не смогло состояться по вине собственной провинциальной и неспособной к управлению элиты. Сейчас эта республика находится на грани коллапса экономики и государственных институтов. Сколько просуществует ее государственность, неизвестно — апатия большей части населения и стремление правящих сил обеспечить себе личное будущее на Западе не предполагают хорошего исхода.
Восточный резерв
Если на западном направлении Россия сейчас решает важнейшие проблемы своей безопасности, то вопросы стратегического будущего — это, конечно, о положении в Центральной Азии, представляющей собой колоссальный резерв рабочей силы. Пока все страны региона сохраняют сравнительную внутреннюю стабильность. В центре находится Узбекистан, оказавшийся способным после 1991 года выстроить устойчивое государство с сильными институтами и сравнительно разнообразной экономикой. После трагических событий 2005-го в Андижане республика уже была частично «отключена» Западом от благ глобализации. Сейчас Ташкент одновременно стремится к более важной роли в регионе и тревожится по поводу своей границы с Афганистаном.
Приграничный конфликт между Киргизией и Таджикистаном в последние дни также был более интенсивным, чем в предыдущие годы. Формальная причина противоречий — неурегулированная граница и споры из-за использования водных ресурсов. Более глубокая — сложность трансграничных отношений и процветающая в регионе «серая экономика». Раздражение официального Душанбе по поводу неготовности Бишкека разрешать эти проблемы уже неоднократно приводила к обострениям. Искать здесь замыслы глобальных противников России совершенно бессмысленно, хотя определенная часть общества в Киргизии и находится под воздействием западной пропаганды. Пока сторонам удается приходить к соглашениям о прекращении огня достаточно быстро. Но поскольку проблемы, лежащие в основе этого конфликта, не решаются, нельзя исключать в ближайшем будущем более масштабных обострений.
Кроме того, тревогу вызывает внутреннее положение в Казахстане. После трагических событий, пережитых страной в январе 2022 года, власти стремятся стабилизировать ситуацию и вселить в население уверенность по поводу будущего. Пока зримых результатов экономической политики не видно, казахстанское общество страдает от общих для большинства стран постсоветского пространства бед — социального неравенства, разрыва в доходах между богатыми и бедными, неустойчивой экономической модели. Решающими в этом отношении будут ближайшие месяцы — в начале декабря в Казахстане состоятся президентские выборы, и это станет поводом для того, чтобы попытаться раскачать ситуацию изнутри и извне.
Россия не должна бояться того, что кто-то вытеснит ее с территории постсоветского пространства, используя для этого межгосударственные конфликты или внутреннюю нестабильность. Однако хаос, который может распространиться в результате недостаточной способности самих стран-соседей решать возникающие между ними и внутри них проблемы, неизбежно окажется для нас предметом озабоченности. Даже если сейчас на пространстве бывшего СССР, за исключением Украины, нет угрожающих России стран или объединений, только она будет в будущем ответственной за их выживание. Такова наша география, с которой спорить невозможно.