Молекулярные генетики из нескольких стран обнаружили новый вариант коронавируса — гибрид двух опасных линий «Омикрона», зародившихся в Индии. Один из штаммов, вошедших в состав найденной «химеры» — BJ.1, — считается практически неуязвимым к антителам, полученным после вакцинации или перенесенного COVID-19. Другая же «составная часть» — «Кентавр» — крайне быстро распространяется по миру. Российские ученые считают, что гибридный вариант может быть опасен, и за ним необходимо наблюдать. Специалисты уверены, что подобные новые формы коронавируса будут появляться и дальше. Однако пока причин для тревоги нет, так как штамм еще не получил широкого распространения, а вакцинация по-прежнему должна защищать от тяжелых форм заболевания.
Индийский гибрид
Ученые обнаружили необычный гибридный вариант коронавируса, состоящий из двух линий «Омикрона», зародившихся в Индии. Данные о таких находках уже начали загружать в международные базы. Как следует из расшифровок генома этого варианта, часть его происходит от «Кентавра», которому в микробиологии присвоили кодовый номер BA.2.75. Сегодня известно о циркуляции этого штамма более чем в десяти странах мира, в том чисел в Канаде, Нидерландах, Великобритании, Германии и США. Другая часть генома «химерного» вируса принадлежит новому варианту BJ.1.
— Шум о BJ.1 начался в первых числах августа, когда из Индии начали загружать геномы коронавируса из семейства «Омикрона» BA.2, но сразу с 13 новыми мутациями в «шипах», которые должны были сделать этот штамм почти неуязвимым к антителам, — рассказал «Известиям» ученый-генетик Дмитрий Прусс.
По его словам, постепенно начали в базах появились геномы из других стран, но за пределами Азии их пока найдено мало, то есть вирус не получил широкого распространения. Однако на прошлой неделе о BJ.1 вспомнили снова, когда по разным континентам начали появляться гибридные вирусы. Начало генома у таких штаммов принадлежит BJ.1, а конец — «Кентавру». Как пояснил Дмитрий Прусс, соединение между этими частями произошло в центре гена, кодирующего S-белок, который отвечает за проникновение вируса в клетку.
За первые два дня после открытия гибрид «Кентавра» с BJ.1 ученые обнаружили в Сингапуре, Нью-Йорке и Израиле. Подобные штаммы, как и варианты с некоторым мутациями, характерными для разных подвидов «Омикрона», будут появляться и дальше, считает главный внештатный детский аллерголог-иммунолог Минздрава Московской области Андрей Продеус. И антитела действительно могут плохо их распознавать.
— Антитела у человека разные, и в организме формируется не один тип этих белков против каждого штамма. Это определяется разнообразными антигенными детерминантами (часть вируса, которую распознает иммунная система.— «Известия»), которых много у каждого вируса. При этом есть консервативные участки, которые будут общими и для старых штаммов вируса, включая «Альфу» и «Дельту», и для новых, измененных. Если консервативные участки останутся не задетыми, то антитела будут работать, — заявил эксперт. — Но отличие всех вариантов «Омикрона» в том, что мутации в спайк-белке были в тех участках, к которым образовывались антитела, поэтому количество и качество антител, особенно нейтрализующих, падало.
Российские специалисты подчеркнули, что важно помнить о своевременной вакцинации, которая по-прежнему защищает от тяжелых форм COVID-19, и о других мерах предосторожности.
На нет — антительный ответ
В целом появление новых штаммов «Омикрона», в том числе гибридных, пока не несет серьезной опасности, полагают эксперты. Но вероятен вариант развития событий, при котором новые мутации сильно изменят свойства господствующего варианта, отметил директор Научно-клинического центра прецизионной и регенеративной медицины Института фундаментальной медицины и биологии КФУ Альберт Ризванов.
— Дело в том, что «Омикрон» — это дальний родственник «Дельты», которая вызывала тяжелое течение заболевания. У него совершенно другой набор мутаций, среди которых нет тех, которые отвечают за поражение легких. Именно поэтому все его штаммы вызывают легкую болезнь. При этом «Омикрон» приобрел изменения, которые сделали его более заразным. Также эти мутации привели к тому, что иммунная система стала хуже распознавать его варианты, и это напрямую влияет на эффективность вакцин и иммунитета на предыдущие штаммы коронавируса, — рассказал ученый.
Поэтому наиболее опасна ситуация, если заразный «Омикрон» приобретет мутации, которые отвечали бы за более тяжелое течение заболевания. Пока этого не произошло.
— Один из таких потенциальных штаммов был выявлен, но он не распространился. Тем не менее такие мутации могут возникнуть в том числе за счет рекомбинации («скрещивания» двух существующих штаммов. — «Известия»), — отметил Альберт Ризванов.
Пока рано говорить о том, как именно будет распространяться новый вариант и насколько он жизнеспособен, сказал «Известиям» заведующий лабораторией анализа показателей здоровья населения и цифровизации здравоохранения МФТИ Станислав Отставнов.
— Каждое изменение таит потенциальные риски, однако и слово «риск» — это необязательно про неблагоприятное развитие событий, а про вероятность того, что оно будет отличаться от запланированного. Так и новый вариант вируса может оказаться менее приспособленным для распространения в человеческой популяции, хотя, конечно, может и более, — пояснил эксперт.
Ранее исследователи из Санкт-Петербурга обнаружили в городе новый вариант коронавируса, который пока не был замечен в других странах, — гибрид «Омикрона» и «Дельты». На данный момент широкого распространения в России он не получил.