Безопасные гастроли: Донбасс Опера в Большом, совриск в Гостином, школа в Главном

О чем говорили поклонники прекрасного на этой неделе
Марина Иванова
Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

Донбасс Опера, которая все эти восемь лет не прекращала работать, показала на сцене Большого театра балет «Пер Гюнт» и оперу «Любовные похождения сэра Джона Фальстафа». Государственный Эрмитаж объявил о запуске Школы искусств и культурного наследия, где проведут глобальный эксперимент по реставрации. В Гостином дворе завершилась X юбилейная ярмарка современного искусства, на которой галеристы заявили о переориентации на поддержку отечественных художников. Скончался режиссер Жан-Люк Годар, один из создателей французской «новой волны», радикально изменившей киноязык. Национальный драматический театр России начал 267-й сезон спектаклями XIII Международного театрального фестиваля «Александринский». «Известия» выбрали самое интересное за неделю в мире искусства.

Переизобрести музей

Государственный Эрмитаж объявил о запуске Школы искусств и культурного наследия. Проект будет реализован совместно с Европейским университетом в Санкт-Петербурге. Как рассказал «Известиям» директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, школа станет новым словом в образовании и музейной жизни.

— Была немного безумная идея переизобрести музей, ну вот мы сейчас как раз переизобретаем музей. Это лаборатория, — пояснил он. — Например, генетики будут работать с археологами и учиться соединять свои наработки. А специалисты по искусственному интеллекту будут разделять различные слои при реставрации картин.

По словам Михаила Пиотровского, важным центром лаборатории станет здание Главного штаба. Там будет проводиться глобальный эксперимент по реставрации нового искусства. Оно ведь тоже гибнет, материалы не сохраняются, заметил он. На очереди — реставрация «Красного вагона» Ильи Кабакова и запуск обсуждений того, как сохранять современное искусство.

Фото: пресс-служба Школы искусств и культурного наследия

Цены в адеквате

В Гостином дворе завершилась X юбилейная ярмарка современного искусства Cosmoscow, и, судя по ее ассортименту, кризис этой сфере не грозит. На 78 стендах были представлены произведения всех возможных жанров в ценовом диапазоне от нескольких тысяч рублей до сотен тысяч долларов. Причем первые продажи на Cosmoscow состоялись до открытия, когда стенды еще монтировались.

— Цены — адекватные. Нет ни резкого повышения, ни понижения. Но диапазон весьма широкий. У нас на стенде представлены работы стоимостью от 50 тыс. до 12 млн рублей, — рассказала «Известиям» Елена Куприна («Е.К.АртБюро»).

А основатель Askeri Gallery Полина Аскери подчеркнула, что предпочитает поднимать цены не в связи с внешними факторами, а когда у художника проходят выставки и его репутация и известность растут. Происходит это примерно раз в год в среднем на 10%

Среди топов ярмарки оказались арт-проекты, объединяющие живопись и NFT, выставка «одинаковых картин», видеоарт на телевизорах. А галеристы заявили о переориентации на поддержку современных художников.

Фото: РИА Новости/Алексей Никольский

Герои в Большом

На сцене Большого театра 17 и 18 сентября выступили артисты Донбасс Оперы. В рамках фестиваля «Видеть музыку» театр из Донецка, который все эти восемь лет не прекращал работать ни на один день, привез балет «Пер Гюнт» и оперу «Любовные похождения сэра Джона Фальстафа». Зрители стоя приветствовали героических артистов Донбасса.

А начало недели Большой отметил сбором труппы, на котором гендиректор Владимир Урин огласил результаты прошедшего сезона: театр посетило 484 тыс. зрителей, посмотревших 685 спектаклей. Было продано билетов на рекордную сумму — 2 млрд 634 млн рублей.

Уже 30 ноября на Исторической сцене представят балет на музыку Шопена в хореографии Михаила Фокина «Шопениана». Далее в планах большое классическое па из балета «Пахита» на музыку Минкуса в хореографии Петипа и в редакции Юрия Бурлаки.

Первой оперной премьерой станет «Демон» Артура Рубинштейна. 22 декабря ее покажут на Новой сцене. Камерная сцена, где должен был начаться ремонт, пока продолжит работать, там будет выпущена премьера оперы Верстовского «Аскольдова могила».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Как Америка убила кино

13 сентября скончался Жан-Люк Годар, одна из ключевых фигур мирового кино. Наряду с Франсуа Трюффо и Клодом Шабролем он принадлежит к французской «новой волне» — течению, радикально изменившему киноязык. Широкую известность Годару принесла картина «На последнем дыхании», которая стала его дебютом и первой большой ролью Жана-Поля Бельмондо. Среди других картин режиссера — «Презрение» с Брижит Бардо, «Альфавиль», «Женщина есть женщина», «Прощай, речь 3D» и другие.

В 1989 году Годар во время работы над фильмом «Новая волна» с Аленом Делоном в главной роли рассказал «Известиям», почему вторая «новая волна» в европейской культуре невозможна.

— После того как торговцы убили море (так Годар называет кино. — «Известия»), на нем не может родиться волна. На мертвом море не бывает волн, — констатировал он. — Конечно, время от времени появляются хорошие, интересные фильмы, но все-таки кино под влиянием американского кинематографа, на мой взгляд, исчезает как самобытный национальный вид искусства. С эстетической точки зрения я считаю, что значительных режиссеров сегодня нет. Есть просто люди, которые занимаются кино. Они могли бы стать великими, но телевидение, общее состояние нынешней культуры мешают им стать таковыми.

Фото: REUTERS/Christian Hartmann

Славный императорский

Александринский театр (Национальный драматический театр России) начал 267-й сезон. Его первым крупным событием стали спектакли XIII Международного театрального фестиваля «Александринский». Программу открыла большая премьера худрука Валерия Фокина «Один восемь восемь один», созданная в содружестве c художником Алексеем Трегубовым и музыкантом Вячеславом Бутусовым. Спектакль посвящен нескольким дням российской истории, во время которых трагически завершилось правление императора Александра II и взошел на престол Александр III. По мысли режиссера, эти дни на долгое время определили векторы общественного и политического развития России.

Особенностью нового спектакля стали декорации, воссоздающие в зале Александринского театра … зал Александринского театра, который часто посещали и оба государя, и выведенные в постановке политические деятели.

— Наш зрительный зал — существенная часть художественного замысла всегда, — подчеркнул в беседе с «Известиями» Валерий Фокин. — Это не просто зал — это нечто больше. Либо он принимает спектакль, либо конфликтует с ним вся эта пышность, декорационность. В данном случае она работает на спектакль еще и потому, что в этом здании неоднократно бывали не только императоры, о которых идет речь, но и их предшественники — Николай I и Александр I.

В программу фестиваля «Александринский» также включены спектакли театров Пскова, Казани и Якутска.