Германия не располагает необходимыми мощностями по приему СПГ, чтобы в краткосрочной перспективе полностью отказаться от российского газа. Об этом в интервью «Известиям» заявил посол России в Германии Сергей Нечаев. Тем не менее Москва готова хоть завтра запустить «Северный поток – 2», несмотря на то, что правительство ФРГ в одностороннем порядке пошло на обрушение взаимовыгодных отношений с РФ, подчеркнул дипломат. По его словам, Берлин переступил «красную черту», когда начал снабжать Киев летальным оружием собственного производства, которое применяется против российских военнослужащих и жителей Донбасса. Также Сергей Нечаев рассказал о ситуации вокруг турбины для «Северного потока – 1» и прокомментировал визовые ограничения в отношении россиян.
«Рубикон перейден»
— Глава МИД ФРГ Анналена Бербок недавно признавала, что из-за «абсолютного дефицита собственных запасов» поставки Киеву идут «по тонкой грани». Однако канцлер Олаф Шольц затем сказал, что Германия может на себя взять ответственность за усиление украинской артиллерии и системы ПВО. Как можно объяснить эти противоречия?
— Не вижу смысла комментировать оттенки мнений в германской коалиции по поводу поставок тех или иных вооружений Киеву. Сам факт снабжения украинского режима летальным оружием германского производства, применяемого не только против российских военнослужащих, но и против мирного населения Донбасса, — это «красная черта», которую немецкие власти не должны были переступать, в том числе с учетом моральной и исторической ответственности Германии перед нашим народом за преступления нацизма в годы Великой Отечественной войны. Тем не менее Рубикон перейден. Накачка Киева вооружениями, как того требуют от ФРГ англосаксонские союзники по НАТО, — это путь в никуда, лишь затягивающий конфликт и увеличивающий жертвы. В Германии многие это осознают.
— Может ли риторика правительства измениться на фоне недавних призывов к диалогу с РФ со стороны левого крыла СДПГ — партии, которая входит в правящую коалицию? Может ли ФРГ стать посредником в переговорном процессе России и Украины?
— Смены официальной риторики пока не наблюдается. Она по-прежнему носит агрессивный антироссийский характер, строится на обвинениях Москвы во всех смертных грехах, нежелании признавать объективные реалии и учитывать генезис украинского кризиса. Правительство Германии в одностороннем порядке пошло на обрушение уникальных по своим масштабам и насыщенности взаимовыгодных двусторонних отношений, выстраивавшихся на партнерской основе в последние десятилетия. По сути, подвергается эрозии процесс послевоенного примирения наших стран и народов. Отдельные голоса, взывающие к разуму, звучат и здесь (мы их слышим), но погоду они не делают. Берлин остается одним из инициаторов санкционного давления на нашу страну. В таких условиях говорить о посреднической роли ФРГ вряд ли целесообразно, да и инициатив Берлина на этот счет в последнее время не наблюдается.
«Мы далеки от злорадства по этому поводу»
— В прошлые выходные в Кельне прошел митинг в поддержку России с требованием к властям ФРГ прекратить поставки оружия Украине. При этом сразу же появилась информация, что в протестах участвовали в основном представители русскоязычной диаспоры. Так ли это?
— Демонстрации состоялись во многих городах ФРГ. Об этом сообщали СМИ. На них звучали призывы к отмене антироссийских санкций, отказу от поставок оружия Украине, запуску «Северного потока – 2». Искать здесь «русский след» или «руку Кремля», как некоторые пытаются делать, бессмысленно. Такого рода настроения связаны с резким ростом коммунальных платежей, инфляции, снижением реальных доходов в условиях развязанной Западом против России санкционной войны, которую здесь всё чаще квалифицируют как «выстрел себе в ногу». Последствия санкций ощущают на себе простые люди. Многие выражают несогласие. И уж, конечно, это далеко не только и не столько представители русскоязычной диаспоры.
— Недавно правительство утвердило третий пакет поддержки населения. Может ли он успокоить жителей ФРГ?
— Повторюсь, все эти «пакеты» являются вынужденным ответом правительства на результаты недальновидной экономической и энергетической политики коллективного Запада, сделавшего ставку на «удушение» России. Насколько они позволят полностью решить все проблемы — покажет время, тем более что социально-экономические вызовы в краткосрочной перспективе, если верить прогнозам германских политиков и экспертов, будут только нарастать. Попытки переложить ответственность за происходящее на Москву не убеждают. Это понятно уже сейчас. Снижение реальных доходов, режим максимальной экономии, отказ от привычного уровня жизни, закрытие производств не могут не вызывать естественного беспокойства. Мы далеки от злорадства по этому поводу. Не хотим спекулировать насчет роста протестных настроений. Считаем происходящие процессы внутренним делом Германии, в которые мы не вмешиваемся. Тем более не читаем высокопарных нравоучений, хотя на Западе это постоянно пытаются делать в отношении россиян.
— Недавно Олаф Шольц сказал, что ФРГ откажется от российского газа уже в декабре. Можно ли говорить о том, что эпоха 50-летнего газового сотрудничества между Москвой и Берлином подошла к концу?
— По оценкам германских экспертов, ФРГ вряд ли в состоянии полностью отказаться от российского газа в краткосрочной перспективе. Надежды на быстрое замещение российских энергоносителей за счет СПГ из третьих стран не оправдываются. Германия не располагает необходимыми мощностями по приему СПГ, а планируемые к постройке пять терминалов полностью проблему не решат. Не говоря уже об отсутствии твердых договоренностей о будущих поставках. Производители, продающие газ на спотовом рынке, направляют его туда, где предложат более высокую цену. Мы хорошо помним осень прошлого года, когда европейские СПГ-терминалы простаивали, поскольку весь газ уходил в Азию. Это — законы рынка, которые наши западные коллеги вопреки логике пытаются отменить путем введения искусственных ограничений на цену нефти и газа.
Что касается российско-германского сотрудничества в области энергетики, плодами которого Германия пользовалась в течение последних пятидесяти лет, то, как отметил президент Владимир Путин на пленарной сессии Восточного экономического форума, мы готовы запустить подачу газа по «Северному потоку – 2» хоть завтра. Так что проблема не в нас.
«Для нас такой подход неприемлем»
— Каково будущее «Северного потока – 2», учитывая, что даже в правящей коалиции говорят о необходимости экстренно запустить его в период отопительного сезона?
— Всё зависит от германской стороны. Трубопровод построен. Это многосторонний экономический проект, в него вложено немало средств. Он готов к эксплуатации, заполнен газом, соответствует требованиям, проведены соответствующие технические проверки. Для запуска необходима лишь политическая воля руководства ФРГ. Однако пока что политические решения, навязанные Берлину, имеют приоритет перед прагматизмом.
— Турбина для «Северного потока – 1» по-прежнему находится в ФРГ. «Газпром» требует письменных гарантий о том, что санкции Канады, ЕС и Великобритании не помешают ее работе на территории России, а также ремонту других турбин газопровода. В обслуживающей компании Siemens уверяют, что никаких санкций нет. Стоит ли ждать каких-то подвижек по этому вопросу?
— Упомянутая турбина в нарушение условий контракта была отправлена из Канады не в Россию, а в Германию. Всё, чего добивается «Газпром», это строгого выполнения дочерними структурами Siemens контрактных обязательств по ремонту и техническому обслуживанию оборудования и его защиты от санкционных мер. Недавно из-за выявленного дефекта (утечки масла) была остановлена последняя работающая турбина на насосной станции «Портовая». Представители Siemens выступили с заявлением, что такое, мол, случалось и ранее и в этом нет «ничего страшного». Для нас такой подход неприемлем. К тому же это небезопасно. Неисправное оборудование эксплуатироваться не будет. Диалог по техническим вопросам ведется на уровне экономических операторов — ПАО «Газпром» и Siemens.
— Главы МИД стран ЕС согласовали на неформальной встрече в Праге выход из соглашения об упрощенном визовом режиме с Россией. Как германское правительство относится к возможности полного запрета на выдачу виз россиянам?
— Анонсированные ЕС планы о выходе из соглашения с Россией об упрощении выдачи виз от 2006 года вызывают сожаление и прямо противоречат продвигаемым ЕС «ценностям» о свободе передвижения. Наш подход предельно четко сформулировал президент России на сессии ВЭФ: мы не собираемся инициативно обрывать контакты между нашими странами и народами.