«Красавец мужчина» и «Смерть Тарелкина». Князь Курбский и Иван Грозный. «Мадам Бовари» и Вирджиния Вульф. А еще поиск взаимопонимания с труппой, награждение важных персон, творческие лаборатории и региональные фестивали. В один день, 9 сентября, презентации сезона провели «Школа современной пьесы» и Театр наций. «Известия», посетив эти мероприятия, убедились, что культурные институции не собираются останавливаться на достигнутом.
И Островский тоже
Новый худрук «Школы современной пьесы» Дмитрий Астрахан начал сбор труппы со знакомства и рассказа о себе. Сказал, что театральную жизнь начинал в Ленинграде, потом уехал на Урал, а оттуда вернулся в БДТ Товстоногова. Вспомнил, как Нина Усатова дебютировала в его спектакле. А потом в его биографии появилось кино. Снял «Изыди», а в целом получилось более 30 картин.
По словам худрука, он не собирается ничего кардинально менять, понимает, что линия в целом должна быть сохранена, но, естественно, немного расширит спектр интересов. В частности, театр, ранее специализировавшийся на современной пьесе, начнет ставить классику.
В новом сезоне намечено восемь спектаклей. Это «Красавец мужчина» Островского, «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина, «Тетка Чарлея» Брэндона Томаса. Комедию, которую прославил в нашем кино Александр Калягин, будет ставить Павел Любимцев. Кроме того, впервые на российской сцене будет представлена канадская семейная трагикомедия «Выживание». А сам режиссер хочет поставить пьесу Олега Данилова «Про Вову и Машу». Драматург, кстати, написал сценарии для всех картин Астрахана.
Не забыта историческая тема — началась работа над спектаклем с задействованием хора и пением русских народных песен, в основе которого переписка князя Курбского и Ивана Грозного. Готовится «Женское счастье» по пьесе Екатерины Кретовой и Михаила Барщевского. Премьера должна состояться 1 декабря. Литературная классика в формате семейного спектакля будет представлена «Ночью перед Рождеством» по Гоголю. Написана заявка про пародирующий современное кино фарс «Свадьба и зомби». Также худрук хочет обогатить репертуар детскими спектаклями, сейчас идет поиск материала.
— В целом мои предпочтения — игровой театр, когда актер в центре внимания и хорошо играет, — поделился своим видением худрук. — И мной будет приветствоваться, когда режиссер выбирает сторону актера. Что касается новых направлений, для театра важно играть на большой площадке и придумывать для нее спектакли.
Закончив свою речь, худрук поинтересовался, нет ли у труппы вопросов. Вопрос оказался один — народный артист Александр Галибин поинтересовался, в каком направлении будет развиваться кадровая политика нового руководства. Ведь труппа на 90% состоит из учеников бывшего худрука Иосифа Райхельгауза и привыкла к его методам работы. На это Дмитрий Астрахан ответил, что взаимопонимание — дело важное, и он будет его налаживать, а в качестве примера вспомнил свою работу в БДТ, где все были уверены, что он общий язык с артистами не найдет, а он нашел. Галибин, кажется, остался доволен.
— Большие перемены предстоят театру, надеемся, что дорога правильная, — поделился он с «Известиями». — Астрахан — серьезный режиссер, я видел его работы, и это вопрос времени, как человек адаптируется в коллективе, который 23 года был практически авторским театром Иосифа Райхельгауза.
Коллегу поддержала народная артистка Елена Санаева, заметившая, что «вживление» худрука в коллектив — это процесс, жизнь.
— Он на нас посмотрит, и мы на него посмотрит. Дай бог, чтобы он нас очаровал, чтоб мы им очаровались. Чтобы был театр, и чтобы этот театр находился на территории искусств, — заключила она.
Дорога в регионы
Театр наций совместил презентацию с церемонией вручения премии Корша. Ею ежегодно отмечаются ярко показавшие себя в минувшем сезоне актеры, режиссеры, художники, работники творческих цехов и просто друзья театра. Среди лауреатов на этот раз оказались художник по костюмам Виктория Севрюкова, начальник костюмерного цеха Елена Куликова, актриса Александра Урсуляк, главный врач Боткинской больницы Алексей Шабунин, режиссер Робер Лепаж и другие важные для театра лица.
А первой премьерой сезона уже 24 и 25 сентября станет спектакль Марата Гацалова «Саша, привет!» по одноименному роману-антиутопии Дмитрия Данилова. Главные роли исполнят заслуженный артист России Игорь Гордин и народная артистка России Наталия Вдовина.
Всего же Театр наций представит более десятка премьер, которые худрук Евгений Миронов назвал поиском нового языка, новых имен, новой драматургии, новых концепций классических произведений.
— Территория нашего поиска очень широка — тут и Данил Чащин с «Кто боится Вирджинии Вульф», и Андрей Прикотенко с «Мадам Бовари», и Юрий Бутусов с «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», и Никита Кобелев с «Terminal 3», — поделился народный артист. — В Новом пространстве Театра наций мы запускаем режиссерскую лабораторию, которая так и будет называться — «Поиск». Если раньше мы объявляли открытый конкурс, то в этом году вместе с куратором лаборатории Олегом Лоевским выбрали молодых, но уже зарекомендовавших себя режиссеров и предложили реализовать их идеи.
Сценические эксперименты зрители увидят совсем скоро — с 28 сентября в репертуар Нового пространства войдет спектакль «Толстая тетрадь», созданный режиссером Татьяной Тарасовой и выпускниками Мастерской Олега Кудряшова по одноименному роману Аготы Кристоф. Далее на той же площадке стартует режиссерская лаборатория «Поиск». Самые удачные эскизы режиссеры доработают до репертуарных спектаклей.
В минувшем сезоне Театр наций активно поддерживал коллег в российских регионах и, как заверил Евгений Миронов, продолжит последовательно выступать за децентрализацию театрального искусства. В сезоне-2022/23 будет проведено два крупных региональных форума: Фестиваль театров малых городов России, который в 2023 году отпразднует 20-летие, и Театр наций FEST — он уже в шестой раз пройдет в Тобольске. Также анонсированы девять выездных творческих лабораторий по современной драматургии и восемь лабораторий в рамках программы «Театр наций — театрам атомных городов».