Евросоюз решил ввести еще более жесткие ограничения для российских туристов. В граничащие с Россией страны теперь разрешат въезжать только по семейным обстоятельствам или журналистам. К тому же с 12 сентября перестанет работать упрощенный визовый режим и получить визы на въезд станет гораздо сложнее и дольше. Что значит это нововведение для россиян и можно ли будет сейчас попасть в Европу, разбирались «Известия».
Привилегия, а не право
«Больше нет причин доверять россиянам. Быть туристами в ЕС не является фундаментальным правом, это привилегия. И эту привилегию мы больше не хотим отдавать россиянам», — заявила еврокомиссар Ильва Юханссон.
По ее словам, в ЕС введут жесткие ограничения на туристические визы для российских путешественников. К тому же въезд в страны Евросоюза, граничащие с Россией, разрешат только российским журналистам и по семейным обстоятельствам.
В туристической отрасли слова еврокомиссара посчитали поспешными, поскольку на саммите представителей стран ЕС такое решение не принималось. Помимо этого, таких ограничений не предполагает и решение об отмене упрощенного визового режима с Россией, вступающее в силу 12 сентября.
В частности, оно подразумевает повышение визового сбора с 35 до 80 евро, увеличение срока рассмотрения заявления и необходимость предоставлять дополнительные документы. Помимо этого Еврокомиссия порекомендовала консульствам стран ЕС увеличить сроки выдачи виз гражданам России до максимального срока в 45 дней, не выдавать многократные визы с длительным сроком действия и проверять всех получателей и обладателей шенгенских виз из России на предмет «угрозы безопасности» для Евросоюза.
Изначально ограничить въезд россиян в Европу стремились Латвия, Литва, Эстония и Финляндия. Впоследствии к ним присоединилась Польша. Так, c 19 сентября балтийские страны и Польша ограничат передвижение россиян, пересекающих границы этих государств через Россию и Белоруссию.
Без зеркальных мер
В Кремле заявили, что пока не решили, какие меры будут принимать в ответ на визовые ограничения ЕС. «Главная мысль президента заключалась в том, что мы будем делать то, что соответствует нашим интересам. Нашим интересам будут соответствовать, конечно, контршаги, но не всегда те, которые носят зеркальный характер. Мы заинтересованы в том, чтобы к нам приезжали туристы, в том числе из тех стран, которые мы называем недружественными. Почему бы и нет? В конце концов, люди должны видеть нашу страну и они должны понимать, что то, что они смотрят и видят о нашем государстве в своих странах, — это ложь. Но объяснить им это можно, только пригласив их сюда», — заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Решение Брюсселя о приостановке упрощенного визового режима с Россией затронет менее 1% россиян, считает глава комиссии Совфеда по защите госсуверенитета России Андрей Климов.
«Не вижу здесь ничего сверхъестественного. Если они пытаются представить это как какие-то «адские» санкции, то это ошибочное представление. Если человек очень хочет, он всё равно найдет способ проехать», — рассказал сенатор.
По его словам, большинство граждан России, вместо того чтобы мучиться, просто будут выбирать другие направления и забывать про европейские страны.
При этом российские туристы, которые не раз бывали в странах ЕС, не нарушали там правил, у которых высокая зарплата и есть накопления в банке, по-прежнему могут претендовать на мультивизы, заявил «Известиям» вице-президент Альянса турагентств России (АТА) Алексан Мкртчян.
По его словам, документы заявителя на шенгенскую визу теперь будут проверять тщательнее. «Это значит, что могут позвонить в отель из бронирования и спросить, актуальна ли бронь. Кроме того, банковский счет специально «под визу» теперь открыть не получится — нужно, чтобы он существовал и использовался как минимум несколько месяцев. Что касается срока оформления виз, то я бы рекомендовал подавать документы за три-четыре месяца до поездки. Во Францию, например, ближайшие места для записи — уже на декабрь», — пояснил Мкртчян.
Инструмент политического давления
— Вопрос визовой политики — для ЕС известный инструмент политического давления, который использует Брюссель для того, чтобы добиться уступок от правительств, с которыми он взаимодействует. Вопрос отмены виз был ключевым в свое время в переговорах с Россией, потом эту тему больше не поднимали. После этот же инструмент использовали в отношениях с Украиной, Молдавией. ЕС своими действиями демонстрирует неприятие политики, которую проводит Москва. Визовый режим с ЕС облегчается для тех стран, которые идут по пути, указанному Брюсселем. Как только они перестают это делать, для них меняется визовый режим. В рамках визовой политики есть разные градации применения этого инструмента. Потом можно ожидать еще большего усугубления вплоть до приостановки выдачи всех виз. Но это последний шаг, — полагает доктор политических наук, профессор СПбГУ Наталья Еремина.
Сейчас повестку дня в отношении России фактически формируют страны Балтии, Польша и некоторые другие наиболее жесткие критики Москвы. Это осложняет многие проблемы, существующие между Россией и Евросоюзом, пояснил в беседе с «Известиями» генеральный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов.
— Брюссель всегда придерживался принципа, согласно которому нельзя всех граждан страны сделать ответственными за решения правительства этого государства. Следуя этому принципу, ЕС принимал предыдущие пакеты санкций, они были избирательными: направлены либо на определенных лиц, либо на организации, так или иначе связанные с процессом принятия политических решений в России, — пояснил политолог.
В нынешнем случае санкции будут не избирательными, а затронут всё население России.
— То, что такой вопрос, как запрет на въезд для россиян, вообще обсуждают, говорит о том, что остальные, наиболее очевидные инструменты экономического воздействия на Россию уже задействованы, то есть ЕС уже фактически исчерпал весь арсенал средств. Сейчас ищут новые рычаги, не столь очевидные и более противоречивые с точки зрения принципов и правил самого Евросоюза, — отмечает эксперт.
Фактически упрощенный визовый режим с Россией не стал работать во многих странах ЕС уже до этого. Например, сильно затянута выдача виз.
— Хотя на это есть и объективные причины: закрытие консульств, сокращение числа дипломатов. Теперь на подачу визы потребуется другой пакет документов, будут просить проводить личные собеседования, на которые придется записываться, возможно, увеличится срок ожидания визы, а также процент отказов при получении виз. Ведь раньше он был довольно низким», — пояснил эксперт.
При этом многие страны выступают против запрета на въезд россиян. Так, Германия, Франция и некоторые другие страны ЕС оказались не готовы к полной отмене туристических виз для туристов из России.
— Одни страны считают, что запрет на выдачу шенгенских виз россиянам нарушит базовые принципы ЕС. К тому же серьезные финансовые потери могут понести страны, экономика которых ориентирована на российских туристов: Греция, Италия, Испания и некоторые другие страны. Поскольку не удалось добиться решения на общеевропейском уровне, страны решили принять его на региональном уровне. Это балтийские страны, Финляндия, и, скорее всего, к ним примкнет Польша. Речь идет об уменьшении туристического транзита, поскольку через них россияне путешествуют в другие европейские страны. Скорее всего, логика такая: у этих стран много мороки с выдачей виз, а пользы мало. Из-за того что это транзитные страны, туристы особо не оставляют там денег, не вносят вклад в развитие экономики. Именно поэтому эти государства могут позволить себе роскошь — принять жесткие меры, думая, что они направлены в первую очередь против транзитного туризма, — считает политолог.
Кортунов также отметил, что каждая страна вправе принимать то решение, которое кажется ей целесообразным.— Хотя в современном глобальном мире точка зрения о том, что поездки в ту или иную страну — это привилегия, вызывает вопросы. Ситуация, когда ограничениям подвергаются люди не на основании каких-то конкретных правонарушений, а на основании гражданства, — это не очень соответствует концепции Европейского союза. Тем более она подразумевает чуждую для современной Европы концепцию коллективной ответственности. Но каждое государство имеет право принимать то решение, которое считает нужным, — пояснил эксперт.