Пока тает лед: заблокированные активы инвесторов могут обменять на беспроцентные кредиты

Это поможет интенсифицировать восстановление экономики
Александр Лесных
Фото: РИА Новости/Владимир Песня

В третьей декаде сентября комитет Госдумы по финансовым рынкам рассмотрит новые предложения по разморозке средств российских частных инвесторов, вложенных в заблокированные биржевые фонды отечественных провайдеров. Среди недавно поступивших предложений — выдача беспроцентных кредитов под залог таких активов и пополнение специальных аналогов индивидуальных инвестсчетов (ИИС) на сопоставимые заблокированным суммы. Скорее всего, по этой теме состоится и круглый стол, на котором участники рынка и заинтересованные лица смогут обсудить все накопившиеся варианты, — об этом в беседе с «Известиями» сказал глава комитета депутат Анатолий Аксаков. Подробнее о том, что может произойти с этими активами и как их разблокировка поможет восстановлению российской экономики, читайте в материале «Известий».

Деньги должны работать

В начале сентября российская инвестиционная компания PFL Advisors выступила с несколькими альтернативными вариантами разморозки средств российских инвесторов, зависших в торговавшихся на Мосбирже БПИФ/ETF, а также предложила провести круглый стол по этой теме и пригласить на него всех заинтересованных участников рынка для обсуждения существующих опций по разблокировке активов. Соответствующее письмо (есть в распоряжении «Известий») компания направила главе комитета Госдумы по финансовым рынкам депутату Анатолию Аксакову.

— Очевидно, что такое мероприятие состоится. Я думаю, где-то в третьей декаде сентября этот запрос будет рассмотрен, — ответил Аксаков на вопрос «Известий» по поводу предложений инвесткомпании.

Авторы письма указывают на то, что блокировка активов произошла из-за разрывов депозитарных цепочек и санкций против крупнейшего отечественного депозитария — Национального клирингового центра (НКЦ), в результате чего инвесторы, владеющие долями российских фондов на иностранные активы, не могут управлять ими после обострения геополитической ситуации, которое вполне можно считать своего рода биржевым форс-мажором.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

— Риск межгосударственного разрыва обычно не закладывается в оценки инвестиционных рисков, а значит управлять ими частные инвесторы не могли и не могут, — напоминают PFL Advisors.

При этом в компании подсчитали, что в таких активах на данный момент заморожено порядка 103,6 млрд рублей, что сопоставимо с заложенной в бюджет текущего года стоимостью субсидирования всех трех программ льготной ипотеки, во многом благодаря которой российская экономика еще с начала пандемии стойко «держит удар».

Вариантов много, цель — одна

Проблемой разморозки таких активов уже давно занимаются как Банк России, так и сами провайдеры. Например, FinEx (по подсчетам PFL, именно на нее приходится самый большой объем заблокированных активов — 61,5 млрд рублей) недавно объявил о намерении получить заключение минфина Бельгии (именно там находится депозитарий Euroclear) после недавнего смягчения санкционных условий Еврокомиссией. Но для этого, как полагают некоторые отраслевые эксперты, провайдеру придется пройти очень дорогую и длительную процедуру KYC, результаты которой могут сыграть не в пользу владельцев замороженных активов.

PFL Advisors предлагают еще два варианта. Первый — выдать инвесторам под залог замороженных активов беспроцентные кредиты из расчета стоимости ценных бумаг на момент блокировки или средней цены за последние полгода торгов. Но среди других собеседников «Известий» нашлись противники этой идеи.

— Если средства будут разблокированы, то совсем не очевидно, что они перетекут в активы российских компаний. Инфраструктура рынка подпортила репутацию среди розничных и институциональных инвесторов, многие из которых в случае разблокировки скорее распределят средства на несколько классов активов и, вероятно, в разных юрисдикциях, — считает юридический директор Ассоциации профессиональных инвесторов (АПИ) Андрей Морозов.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Второй вариант, предложенный PFL, выглядит более реалистично: компания предлагает создать специальную форму ИИС и произвести пополнение этого счета на сумму, эквивалентную стоимости заблокированных активов. Близкое по смыслу предложение на днях прозвучало и от главы банка ВТБ Андрея Костина.

— Внедрение такого механизма позволит вернуть эти деньги на фондовый рынок и поддержать ими многие компании и государство (через покупку корпоративных облигаций или ОФЗ, например). При этом сами инвесторы будут обязаны держать эти средства на счете в течение определенного срока (к примеру, не менее трех лет), — указано в письме компании.

В беседе с «Известиями» президент НАУФОР Алексей Тимофеев отметил, что все эти инициативы предполагают готовность государства принять риски блокировки на себя.

— Если бы эта готовность была, это вернуло бы в процесс инвестирования заблокированные средства. Однако до сих пор государство не выражало такой готовности, — отмечает Тимофеев.

Анатолий Аксаков из комитета Госдумы по финансовому рынку в разговоре с «Известиями» сказал, что знаком с последним предложением (о пополнении ИИС частных инвесторов сопоставимыми суммами), и этот вариант вполне подлежит обсуждению.

— Я знаком с такими предложениями, и этот вопрос сейчас обсуждается. В рамках круглого стола такие варианты тоже могут оказаться в повестке, — сказал Аксаков.

До лучших времен

Учитывая не самую простую ситуацию на российском фондовом рынке в последнее время (опасения по поводу допуска нерезидентов к торгам, «дивидендные качели» крупнейших компаний и прочие сложности), пополнение ИИС инвесторов при условии удержания средств на этих счетах может быть реализовано в виде весьма привычной консервативным инвесторам стратегии — доходность от облигаций федерального займа (ОФЗ) плюс налоговый вычет.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

В целом такой механизм может дать инвестору доходность гораздо выше прогнозируемой годовой инфляции: возврат 13% подоходного налога плюс порядка 8% по 3-летним облигациям. А пока частные инвесторы будут получать сравнительно высокие доходности (в процентном соотношении — почти на уровне невыплаченных ранее «Газпромом» дивидендов), Минфин сможет направить эти средства на правительственные инициативы по развитию экономики — вроде находящейся на рассмотрении кабмина программы поддержки промышленности от Минпромторга и уже действующей программы льготного кредитования МСП под 3,5 и 4%. Но даже без этого средства инвесторов могут быть направлены на инвестирование в активы публичных российских компаний, лишившихся иностранного капитала.

— Минфин еще в 2018 году заявлял прямо, что нужно искать возможности для финансирования экономики РФ за счет внутренних возможностей (имелись в виду средства частных инвесторов в том числе). С тех пор количество неквалифицированных инвесторов на Мосбирже увеличилось кратно, и вдруг часть их средств стала недоступна по независящим от них причинам. Вернуть их доверие сейчас будет очень непросто, и всё будет зависеть от того. что предложат Мосбиржа и правительство, — сказал в беседе с «Известиями» руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

Вместе с тем, считает собеседник «Известий», судьба средств, полученных от разморозки таких активов, будет зависеть от конкретики и от того, насколько привлекательным окажется такой инструмент для неквалифицированного инвестора. В противном случае предлагаемые решения не вернут россиян на биржу, считает он.

— Дискуссия, наверное, как коллективный брейнсторминг могла бы привнести какие-то решения, но, на наш взгляд, лучше не дискутировать, а обращаться в судебные органы Европейского союза и направлять обращения в Бельгийское казначейство с целью разблокировки активов, — приводит альтернативный взгляд на ситуацию Андрей Морозов из АПИ.

Фото: РИА Новости/Sputnik/Виктор Толочко

В любом случае, разблокировка иностранных активов сможет решить одну из сопутствующих проблем, рассказали «Известиям» в пресс-службе финансового уполномоченного. Там утверждают, что в последнее время страховые организации, возражая против требований потребителей, достаточно часто ссылаются на невозможность реализовать приобретенные инвестиционные активы ввиду их блокировки данными иностранными депозитариями. Поэтому разморозка активов ограничит использование объективной ситуации в качестве основания для невыплаты потребителю таких финансовых услуг дополнительного инвестиционного дохода.

При подготовке этого материала «Известия» обратились почти ко всем российским провайдерам БПИФ/ETF, торги по которым на Мосбирже были остановлены весной. Все они либо проигнорировали запрос «Известий», либо приняли его в работу, но отказались предоставлять ответы и перестали выходить на связь. Впрочем, по словам Анатолия Аксакова, это не означает, что сами компании бездействуют.

— Провайдеры участвуют в дискуссии, и у нас есть, скажем так, неформальная комиссия, которая занимается тем, чтобы выработать решение проблемы по заблокированным бумагам и средствам инвесторов. Конечно, чем меньше шума и болтовни, тем больше шансов, что вопрос будет решен, — подытожил депутат и глава комиссии по финрынку в разговоре с «Известиями».