«Повышать цены у АвтоВАЗа планов нет»

Президент автоконцерна Максим Соколов — о налаживании поставок комплектующих, разработке новых моделей и возвращении к докризисным показателям производства
Ирина Цырулева
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

В 2023 году «АвтоВАЗ» планирует превысить показатели докризисного 2021 года и произвести не меньше 500 тыс. автомобилей. Правда, это возможно только в случае, если экономическая ситуация не ухудшится, рассказал в интервью «Известиям» на Восточном экономическом форуме президент автоконцерна Максим Соколов. Он также отметил, что для реализации этой задачи уже в сентябре предприятие дополнительно наберет персонал — сегодня АвтоВАЗу не хватает порядка 4 тыс. человек. Цены на автомобили концерн поднимать пока не планирует. А чтобы нивелировать в том числе санкционные риски, компания может аккумулировать все основное производство на одной площадке — в Тольятти.

«Ежедневно мониторим порядка 100–300 комплектующих»

— В конце августа все предприятия АвтоВАЗа, включая дочерние, вернулись к полному режиму работы. На четырехдневке сотрудники работали с июня, такие меры были введены из-за дефицита электронных компонентов. Сейчас проблема решена? Откуда электронные компоненты поступают на предприятие?

— Это большая победа для всей команды АвтоВАЗа — в столь короткие сроки выйти из простоя, из периода четырехдневной рабочей недели коллективного отпуска к полномасштабному производству. За этот период нам удалось сделать самое главное — удержать коллектив, сохранить занятость и, несмотря на все вызовы с поставкой комплектующих, с нарушением логистических цепочек поставок, все-таки обеспечить необходимые объемы выпуска.

Мы получаем комплектующие как по традиционным каналам, в том числе большую их долю занимает продукция российских партнеров, так и в ускоренном режиме формируем и новые цепочки поставок, в основном, конечно, из дружественных государств, минимизируя и купируя риски их срыва. В целом нам удается держать ситуацию на контроле, но ежедневно порядка 100–300 комплектующих мы мониторим, поскольку их поставка находится в зоне риска, и это является сдерживающим фактором в развитии нашей продуктовой линейки. Уже со следующего года мы должны выполнить стоящие перед нами амбициозные задачи по выпуску 500 тыс. автомобилей в год.

Фото: РИА Новости/Игорь Агеенко

— Могли бы сказать, из каких стран идут поступают комплектующие?

— Перечислять страны я не буду, они нам всем известны, тогда как санкционные риски никуда не уходят. В первую очередь это те государства, которые не присоединились к санкционному режиму. Мы делаем основной акцент а развитии отношений именно с ними — как в части приобретения определенных комплектующих, так и в плане налаживания новых логистических связей.

— Какова доля отечественных производителей в поставках комплектующих на АвтоВАЗ?

— Она зависит от модели. Наиболее локализованными являются те модели, которые производятся на платформе АвтоВАЗа и хорошо известны нашим покупателям под брендами Lada Niva. Это классическая легендарная модель, которая выпускается 45 лет — Niva Legend, а также модели Niva Travel и Lada Granta. Выпуск последней в прошлом месяце превзошел объемы выпуска прошлого года на 130%. В августе мы произвели более 18 тыс. автомобилей, фактически достигнув показателя 2021-го. Тогда на заводах АвтоВАЗа выпускалось пять семейств автомобилей Lada и не только, а сегодня такие показатели достигнуты лишь благодаря семействам Niva и Granta.

Фото: РИА Новости/Пресс-служба губернатора Самарской области

— Когда вы планируете выйти на докризисный объем производства?

— В прошлом году АвтоВАЗ произвел 433 тыс. автомобилей, включая весь модельный ряд. Наши акционеры поставили задачу выйти на планку порядка 500 тыс. автомобилей в следующем году. То есть уже в 2023-м, если не будет кардинального изменения ситуации, ее ухудшения, а наоборот, если будет улучшение, мы перевыполним эти планы, превысив показатели докризисного 2021 года.

«Опытная партия электрического Largus может быть собрана в следующем году»

— Вы говорили, что с сентября начнется дополнительный набор сотрудников, всего будет трудоустроена не одна тысяча человек. Понятно ли уже, сколько именно нужно сотрудников? Откуда вы их привлекаете?

— Как раз для достижения поставленной задачи — увеличения объема выпуска до 500 тыс. автомобилей — мы с сентября объявляем набор дополнительного персонала для увеличения мощности и скорости наших основных конвейеров. Нам необходимо плюс-минус 4 тыс. человек. Мы понимаем, откуда мы их можем взять, и активно взаимодействуем с нашими региональными властями. Например, губернатор Самарской области Дмитрий Игоревич Азаров подключил все ресурсы министерства по труду и занятости на региональном уровне. Мы готовы также принять и коллег, которые могут приехать из соседних областей или же в длительную командировку.

— Сегодня у АвтоВАЗа есть две основные производственные площадки — в Тольятти и в Ижевске. Есть ли планы полностью перенести все производство в Тольятти через два-три года? Зачем производителю в такие тяжелые времена два завода, которые могут оказаться недозагруженными в любой момент?

— Как раз эта задача решается в настоящий момент. Здесь уже хочу выразить слова благодарности главе Республики Удмуртия Бречалову Александру Владимировичу, который поддержал идею развития на площадке Ижевска современного, нового, инновационного автомобиля — электрического Largus. Производство Lada Vesta на площадке Ижевского завода мы перебазируем в Тольятти для ускоренной работы конвейера, обеспечения большего выпуска продукции. Так мы сконцентрируем свои основные производственные возможности именно в Тольятти. Но при этом в Ижевске остаются завод по производству штампованных изделий, по производству пластика. В наших планах также формирование технопарка, в том числе наших поставщиков, которые будут ориентированы на поставку комплектующих для основного производства концерна.

Фото: РИА Новости/Юрий Стрелец

— Проект электрического Largus находится в самом начале разработки. Есть ли сейчас понимание, когда можно будет наладить его производство в полной мере? На какой площадке планируется его запускать?

— Мы рассчитываем, что первые прототипы будут созданы уже к концу этого года, а в следующем году опытная партия электрического Largus уже может быть собрана на конвейере Ижевского завода. В дальнейшем объемы серийного производства во многом будут зависеть от потребностей рынка, потому что класс LCV (легкие коммерческие автомобили. — «Известия»), к которому относится Largus, достаточно популярен, бренд известен и, если спрос будет достаточно активный, то мощности позволят собирать в перспективе до 10 тыс. автомобилей в год.

— Разрабатывает ли АвтоВАЗ какие-то новые модели сегодня?

— Конечно, мы думаем не только о завтрашнем дне, но и о нашей среднесрочной стратегии, поэтому в активе имеем те наработки, которые АвтоВАЗ разработал вместе со своими французскими партнерами-акционерами. Есть также и собственные платформы АвтоВАЗа, которые могут быть в кратчайшие сроки доработаны. Новая стратегия концерна уже сформирована и будет предложена к рассмотрению на ближайшем совете директоров в сентябре этого года. После утверждения этих стратегических планов можно будет презентовать и конкретные модели, объемы и годы их выпуска.

«Стоимость отдельных электронных компонентов выросла в десятки раз»

— Согласно новому, упрощенному техрегламенту, экспертную оценку по сертификации единичных партий автомобилей (без ABS и подушек безопасности) выдает институт НАМИ, который теперь владеет 68% АвтоВАЗа. Правильно ли, что оценку безопасности выпускаемой продукции проводит акционер производителя продукции? Насколько объективной будет такая оценка?

— Мы не видим здесь какого-то конфликта интересов, потому что сертификация происходит в соответствии с разработанными регламентами, эти регламенты утверждены на уровне Евразийской комиссии. Поэтому здесь ни у кого нет сомнений, что НАМИ обладает необходимыми компетенциями и может квалифицированно, профессионально четко дать сертификат подтвердить сертификат продукции не только для автомобиля АвтоВАЗа, но и для любого российского производителя.

Фото: ТАСС/Михаил Метцель

— АвтоВАЗ взял на себя обязательство обеспечивать поставки запчастей для машин Renault после ухода французов из России. Каковы подвижки в этом направлении?

— Мы в данном случае четко следуем тем обязательствам, которые прописаны в соглашении Минпромторга и Renault по будущему АвтоВАЗа и действительно соблюдаем все гарантийные обязательства через общение клиентов Renault с дилерскими центрами. По крайней мере на сегодняшний день никаких нареканий в этом отношении не было.

— Автоконцерну в условиях санкционного давления пришлось искать новых поставщиков, подорожала логистика. Как эта ситуация отразится на ценах на машины в ближайшее время — они вырастут?

— Мы столкнулись не только с кризисом поставки, но и со значительным ростом цен практически по всем видам наших комплектующих, поставляемым как из-за рубежа, так и производимых на территории нашей страны. Здесь сработало сразу несколько факторов, в том числе инфляционный, а также продолжающийся кризис поставщиков радиоэлектронной компонентной базы. До сих пор в мировом масштабе он не преодолен. В связи с этим стоимость отдельных элементов электронных компонентов выросла даже не в разы, а порой даже и не в десятки раз. Но это новые реалии, с которыми приходится работать. И здесь, конечно, выручают те программы льготного автокредитования, которые есть у министерства промышленности и торговли — они позволяют снизить реальную цену автомобиля от 20%, а в регионах Дальнего Востока даже до 25%.

Эти программы имеют горизонт действия до 1 декабря этого года, поэтому те, кто хотел бы купить автомобиль, должны поторопиться с такой скидкой. Это действительно уникальный шанс на сегодняшнем рынке. Если не будет каких-либо отягчающих внешних факторов с точки зрения роста стоимости компонентной базы, то повышать цены у АвтоВАЗа планов нет. Мы видим свою себестоимость, себестоимость наших производственных процессов — она выросла незначительно за этот период времени. Поэтому считаем, что те ценовые параметры, которых сегодня достиг рынок, в дальнейшем не будут увеличиваться, как это было в предыдущий период.

Фото: РИА Новости/Алексей Сухоруков

— Каких договоренностей вы планируете достичь на ВЭФ? Какие переговоры запланированы?

— Форум — это всегда площадка для дискуссии, площадка для встреч, бизнеса. У меня запланирован ряд встреч с производителями автомобилей и компонентов. Мы видим задачу рынка в унификации компонентной базы, в кооперации производителей, и как раз этому будут посвящены переговоры. Также намечены встречи с крупнейшими логистическими компаниями, поскольку логистика сегодня является важной не только с точки зрения обеспечения поставок в режиме just in time, но и с точки зрения влияния на рост себестоимости производства автомобилей. Поэтому новые логистические цепочки, на которые мы вынуждены переключаться, должны обеспечивать конкурентную цену нашей продукции — этому и будет посвящен ряд встреч на полях Восточного экономического форума.