Постучали сверху: как введение потолка цен на нефть из РФ разгонит их

И почему министры стран G7 так и не определились с параметрами инициативы
Ирина Кезик
Фото: REUTERS/Olesya Astakhova

Министры финансов G7 в очередной раз подтвердили решимость ввести потолок цен на российскую нефть, однако ни параметров плана реализации инициативы, ни цены, ни количества стран-участниц 2 сентября после встречи объявлено не было. Судя по информации Financial Times, определились разве что с датами: с 5 декабря планируется ввести лимит цен на нефть, с 5 февраля следующего года — на нефтепродукты. Опрошенные «Известиями» эксперты назвали решение «большой семерки» политической декларацией, отметив, что в любом случае инициатива приведет исключительно к росту мировых цен на углеводороды, и чем больший масштаб приобретут ограничения для российского экспорта, тем больше подорожает нефть. Не исключено, что и выше $300 за баррель.

Из пустого в порожнее

По итогам встречи министров «большой семерки» было выпущено совместное заявление. В нем особо подчеркивалось, что идею введения потолка цен на российскую нефть поддерживают все члены G7.

«Чтобы выполнить это обязательство, сегодня мы подтверждаем наше совместное политическое намерение завершить разработку и внедрить всеобъемлющий запрет на услуги, которые позволяют осуществлять морскую транспортировку сырой нефти и нефтепродуктов российского происхождения по всему миру — предоставление таких услуг будет разрешено только в том случае, если нефть и нефтепродукты приобретаются по цене или ниже (предельная цена), определяемой широкой коалицией стран, придерживающихся и реализующих ограничение цен», — говорится в заявлении.

Однако это не стало новостью для участников рынка — об этом уже неоднократно сообщалось. Еще в июне было известно, что новым перестраховщиком танкеров с российской нефтью станет структура, принадлежащая Центробанку. Функции большинства зарубежных компаний, занимавшихся этим раньше, возьмет на себя Российская национальная перестраховочная компания (РНПК), акциями которой владеет ЦБ.

Фото: REUTERS/Press service of Gazprom Neft/Stoyan Vassev

Как отмечает руководитель Центра развития энергетики Кирилл Мельников, пока неясно, будут ли эти ограничения распространяться только на американские, европейские и японские компании либо речь идет о введении вторичных санкций и на компании других стран (в том числе ОАЭ, Индии и Китая), если те будут заниматься перевозкой, страховкой и перестрахованием грузов и танкеров.

— Это принципиальный вопрос, от которого зависит, какой объем нефти из России может выпасть после того, как потолок цен будет введен, — говорит собеседник.

Что же касается самой коалиции и параметров предельной цены, то и здесь министры «большой семерки» ничем не удивили. Они призвали «все страны, которые всё еще стремятся импортировать российскую нефть и нефтепродукты, взять на себя обязательство делать это только по ценам, равным или ниже предельного уровня цен». Чуть позже еврокомиссар по экономике Паоло Джентилони уточнил, что ЕК будет работать со странами Евросоюза, чтобы потолок, согласованный в рамках G7, был введен во всем ЕС.

«Начальный ценовой предел будет установлен на уровне, основанном на ряде технических факторов, и будет определен всей коалицией», — говорится в заявлении «семерки». Стоит напомнить, что ранее говорили об интервале $40–60 за баррель. Об этом писал Bloomberg со ссылкой на свой источник. Вице-премьер РФ Александр Новак, в свою очередь тогда заметил, что, если цена будет ниже себестоимости добычи, Россия попросту прекратит экспорт. Видимо, на этот случай министры G7 призвали все страны увеличивать собственную добычу.

Нет цены — нет нефти

В итоговом заявлении особо отмечалось, что представители стран G7 обязуются «в срочном порядке работать над завершением и внедрением этой меры в наших собственных юрисдикциях». Однако никаких конкретных дат обозначено не было. Лишь Financial Times со ссылкой на источники сообщил, что лимит цен на российскую нефть будет действовать в соответствии со сроками эмбарго ЕС — с 5 декабря планируется ввести лимит цен на нефть, с 5 февраля следующего года — на нефтепродукты.

А между тем еще накануне Александр Новак назвал идею о лимите цен на российскую нефть абсурдом. Он также отметил, что «просто для таких компаний или стран, которые будут вводить ограничения, мы им не будем поставлять нефть и нефтепродукты, поскольку мы не будем работать на нерыночных условиях».

В целом, по словам вице-премьера, это вмешательство в рыночные механизмы нефтяной отрасли, а она является важнейшей с точки зрения обеспечения энергобезопасности всего мира, и такие попытки только приведут к дестабилизации рынка.

Фото: REUTERS/Dado Ruvic

— И за это в первую очередь заплатят потребители европейские, американские, которые уже сегодня платят высокие цены из-за тех дестабилизирующих факторов, которые они принимают. В частности, санкционные ограничения, — отметил Новак.

С ним не согласилась американский министр финансов Джанет Йеллен. Она назвала лимитирование цен одним из самых мощных инструментов, которые есть в распоряжении администрации Штатов, для «борьбы с инфляцией, защиты рабочих и предпринимателей в США и по всему миру от будущих ценовых всплесков».

«Сегодняшние действия нанесут мощный удар по российским финансам и ускорят деградацию российской экономики», — сказано в заявлении министра.

Однако стоит напомнить, что за первые шесть месяцев этого года бюджету РФ удалось получить 3,3 трлн рублей дополнительных нефтегазовых доходов — больше, чем за весь 2021-й. В целом нефтегазовые доходы за прошедшие полгода составили более 6,37 трлн рублей, что превышает объем полученных бюджетом средств из отрасли за весь 2020-й и более 70% от объема 2021 года.

Премия за страх

По словам доцента Финансового университета при правительстве РФ, эксперта аналитического центра «ИнфоТЭК» Валерия Андрианова, введение потолка нефтяных цен для поставок из России, с одной стороны, мера в большей степени политически-демонстративная, направленная исключительно на «внутреннее потребление».

— Надо же как-то объяснить западным избирателям, почему вдруг так резко взлетели цены на энергоносители и почему теперь граждане вынуждены максимально ужиматься, ограничивать себя в своих потребностях и считать каждую копейку. Вот и нашли крайнего, на которого по традиции можно всё свалить — мол, это Россия виновата в высоких котировках черного золота, и после того как мы ограничим аппетиты Москвы, цены снизятся. Не снизятся. И кого тогда будут винить западные политики? — задался вопросом собеседник «Известий».

По его словам, западные страны платят «премию за страх», фактически финансируя введенные ими же самими санкции из кармана собственных налогоплательщиков.

— А потребители из стран Востока — Индия, Китай и другие — получают российскую нефть по разумной справедливой рыночной цене. Правда, сравнивая эту равновесную цену со спекулятивными котировками в Европе, иногда говорят о дисконте. Но это не российская нефть продается с дисконтом в Азии, а европейцы платят повышенные ставки за ими же порожденные политические риски, — добавил Андрианов.

Фото: REUTERS/Andrew Kelly

Объявленное G7 решение разработать меры по введению потолка цен на российскую нефть остается по-прежнему лишь политической декларацией, согласен руководитель Центра развития энергетики Кирилл Мельников.

— Россия уже заявила, что не будет поставлять нефть странам, которые введут потолок цены. Таким образом, сокращая поставки, Россия почти ничем не рискует в краткосрочной перспективе, и доходы бюджета и нефтяных компаний, вероятно, только вырастут, — прогнозирует эксперт.

По его мнению, в любом случае инициатива G7 приведет исключительно к росту мировых цен на нефть, и чем больший масштаб приобретут ограничения для российского экспорта, тем больше вырастут цены. Мельников напоминает, что Morgan Stanley допускал рост цен до $380 за баррель в случае полной остановки российского морского экспорта нефти.

Эксперт согласен с этими прогнозами. По словам управляющего партнера WMT Consult Екатерины Косаревой, цена в $200–300 станет реальностью, если с рынка уйдут российские объемы нефти и нефтепродуктов, а это 7–8 млн баррелей в сутки.