«Так бывает при закате солнца — а затем начались взрывы»

Корреспонденты «Известий» побывали в Сватово ЛНР, где шесть ракет HIMARS попали на территорию местного сельхозпредприятия
Богдан Степовой
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Донецк и города Донбасса, Харьковской и Херсонской областей более двух месяцев подвергаются ударам РСЗО HIMARS американского производства. С ними уже научились бороться. Только 30 августа в Херсонской области ПВО ВС РФ были перехвачены 44 такие ракеты, сообщили в Минобороны России. Наши корреспонденты узнали, насколько опасны эти системы, посетив места их применения в ЛНР, и поговорили с офицерами, отслеживающими их удары по территории республики. О том, какой тип ракет этой РСЗО применяется против Донбасса, как выглядит «визитная карточка» HIMARS и смогут ли они внести перелом в ход боевых действий, — в репортаже «Известий».

Так вот ты какая

— Вот мы и нашли его «визитную карточку», — показывает кусок металла с рваными краями офицер представительства ЛНР в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня (СЦКК) Алексей Гетманский.

Он откладывает лопату и поднимается со дна воронки. На его ладони тяжелый осколок темного цвета с характерными ромбовидными надрезами. Металл даже еще теплый, из-за надрезов он напоминает шоколадку. По таким осколкам можно сразу определить, что взорвалась ракета РСЗО М-142 HIMARS.

Сватово войска ЛНР освободили еще в марте. Боевые действия практически не затронули город. Сейчас Сватово и его окрестности напоминают сельскохозяйственную ярмарку. Вдоль дорог стоят местные жители, которые продают помидоры, сливы и яблоки ведрами. Сельхозпредприятия закончили уборку зерновых. Урожай складирован на элеваторах или сушится в ангарах.

По территории агрофирмы «Шанс» удар был нанесен 28 августа около четырех часов утра.

— Звук прилета ракет не слышал, — признается сторож предприятия. — Я не спал и курил, был на улице. Показалось, что на горизонте появилась оранжевая линия. Такая бывает при закате солнца. А затем начались взрывы.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

На территорию сельхозпредприятия попало шесть ракет. Мы приехали в сватовскую промзону, когда пожарные заканчивали тушить зерно. Взрывом было повреждено административное здание, два больших ангара с пшеницей, полностью сгорело несколько тракторов и девять легковых автомобилей.

Здесь уже работали представители представительства ЛНР в СЦКК — они лопатами выкапывали из воронок остатки неизвестных боеприпасов. Ждать идентификации долго не прошлось — «визитную карточку» американской ракеты нашли прямо при нас.

— Взорвалась ракета М-31, которую использует РСЗО HIMARS, — объясняет Алексей Гетманский. — Впервые в ЛНР удар РСЗО HIMARS был нанесен по городу Перевальску 28 июня. Тогда мы впервые нашли элементы корпуса, обломки микросхем и другие фрагменты с заводской маркировкой. Это была осколочно-фугасная ракета М-31.

По Перевальску выпустили одну. Видимо, их было еще немного на вооружении украинских формирований.

Офицеры СЦКК объясняют, что ракета М-31 — осколочно-фугасного действия и имеет ряд характерных отличий, что позволяет ее быстро опознать. В частности, ее корпус окрашен в желтый цвет. Кроме того, на поражающей оболочке боевой части имеются насечки в виде ромбов. При взрыве «рубашка» боеприпаса должна разрушиться по ним и разлететься на множество поражающих элементов.

При нас из воронки извлекают не только осколки с насечками, но и скомканные металлические листы желтого цвета.

— Входя в землю, ракета как бы «раздевается», теряя легкую обшивку, — говорят офицеры. — Такие куски оболочки мы практически всегда находим в воронках.

Здесь воронки внушительные, но разрушений оказалось меньше, чем мы ожидали. Сторож был не дальше, чем в 100 м от одной из образовавшихся ям, и его закрывал лишь металлический лист стены ангара, но он не пострадал.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

— М-31, если попадают на землю, входят в нее и взрываются на глубине более 1 м, — объясняют офицеры СЦКК. — При взрыве многие осколки остаются в земле. Да и «рубашка» боеприпасов при взрыве не хочет разрываться по насечкам — получаются осколки гораздо большего размера.

Всё это ухудшает поражающие свойства боеприпаса. Зато при попадании в здание наносят ему существенный урон, разрушая бетонные перекрытия.

В городе Стаханов 26 августа из американских HIMARS поразили полевой госпиталь, предназначавшийся для гражданского населения, прибывшего из освобожденных территорий ЛНР. В итоге погибли восемь человек, а 11 были ранены.

— Ракета М-31 пробила крышу пятиэтажного дома и взорвалась на втором этаже, — рассказали нам очевидцы.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Ловцы HIMARS

В основном по территории ЛНР HIMARS наносили удары из района Артемовска.

— Сейчас союзные силы там поддавливают украинские формирования, и HIMARS ушли западнее — в район Часова Яра, — говорит Алексей Гетманский. — Также удары наносятся из-под Славянска. В Сватово ракеты прилетели, скорее всего, оттуда. Мы знаем, где они работают.

— Выловить сможем?

— Уже ловим, — улыбается Алексей. — В официальных сводках сообщалось о нескольких уничтоженных машинах.

При этом отмечает, что уничтожить HIMARS не так-то просто. Это грузовик с хорошей проходимостью, который может нанести удар и тут же скрыться. Причем он может начать уходить с позиции в момент, когда ракеты еще находятся в воздухе и не достигли цели.

Спрашиваем про слухи о том, что ВФУ начали применять ракеты HIMARS дальностью до 300 км.

— Мы таких ракет не встречали, — говорят офицеры. — Против нас используют ракеты М-31 с максимальной дальность 80 км. И перелома они не внесут. РСЗО «Смерчи» у нас дел наделали даже больше.

Вспоминают удар по Стаханову в конце мая. Тогда город накрыли днем, чтобы нанести максимальный урон и убить как можно больше мирных жителей — погибли не только взрослые, но и дети, две беременных женщины.

— Украинские власти хотят обозлить людей, запугать их, — считают они. — Как это назвать? Террор, других слов нет. Но результат обратный. Все понимают, кто им враг и что его надо победить, в том числе и для того, чтобы раз и навсегда прекратить эти обстрелы.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Андрей Эрштрем

Иск к Украине

Горящую пшеницу удается потушить часам к 10 утра. Пожарные спускаются с крыши ангара.

— Мне не совсем понятно, зачем они говорят, что в мире зерна не хватает, просят пропустить корабли из Одессы, а сами в это же время целенаправленно уничтожают зернохранилища, — говорит один из них.

Хозяева сельхозпредприятия «Шанс» обсуждать произошедшее не хотят.

— Кому подать иск на возмещение ущерба, Украине? — лишь машут они рукой. — Тут сельхозтехники на миллионы сгорело, и где брать деньги на новую — непонятно.

Сватово применения HIMARS не заметило. На городском рынке — столпотворение. На улицах — утренняя суета, горожане стараются завершить все необходимые дела до наступления дневной жары конца августа.