Украинские мошенники стали в пять раз реже звонить россиянам — в ходе спецоперации было ликвидировано несколько call-центров в Запорожской и Харьковской областях. Однако эксперты призывают людей всё равно быть начеку: стать жертвой телефонных преступников можно и сейчас. Как сегодня действуют злоумышленники и кто чаще всего страдает от их действий, выясняли «Известия».
Откуда звонили украинские мошенники
Количество мошеннических звонков россиянам из call-центров, расположенным на Украине, сократилось в пять раз с начала спецоперации. Об этом рассказал заместитель секретаря Совбеза РФ Александр Гребенкин.
По его словам, большинство таких звонков совершалось из юго-восточной и центральной частей Украины: там были созданы специальные call-центры, персонал которых профессионально обманывал россиян, заставляя их переводить свои деньги преступникам.
— В результате специальной военной операции такие криминальные call-центры были выявлены и ликвидированы в Бердянске и Мелитополе Запорожской области, Мариуполе и ряде населенных пунктов Харьковской области. По этой причине преступными сообществами и спецслужбами Украины принимаются спешные меры по переносу мошеннических офисов в центральные и западные части Украины. Так или иначе, сейчас количество звонков из этих структур сократилось более чем в пять раз, — сообщил Александр Гребенкин.
По его словам, в целом в России резко снизилось и количество обращений граждан с жалобами на телефонные мошенничества. Так, по итогам первого полугодия зафиксировано снижение количества криминальных деяний, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, на 8,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Почему мошенники снова активизировались
Несмотря на позитивные тенденции в борьбе с телефонной преступностью, эксперты призывают россиян не терять бдительность. Как рассказал в беседе с «Известиями» руководитель подразделения Group-IB по противодействию мошенничеству Павел Крылов, с конца февраля специалисты фиксировали снижение активности мошенников, в марте и апреле было затишье. Но уже в мае активность заметно возросла.
— Пауза в несколько месяцев была связана с геополитической ситуацией. Киберпреступные группы с множеством ролей лишились налаженных схем взаимодействия, в частности, связанных с выводом и отмыванием денег. Перестраивать свои процессы пришлось мошенническим call-центрам в соседних странах. Сейчас большинство таких группировок уже адаптировалось к новой ситуации, — говорит он.
По словам руководителя перспективных проектов в области информационной безопасности IT-кластера фонда «Сколково» Оксаны Ульянниковой, как таковой статистики по тому, откуда совершаются звонки, нет, однако известно, что большой процент таких звонков совершаются из русскоговорящих стран.
Технологии SIP-телефонии позволяют подменять номера, чем и пользуются мошенники, объясняет Крылов. Не так давно разработчики таких сервисов реализовали интеграцию с Telegram, позволяя совершать звонки без установки специальных программ.
— В целом в последние месяцы мы наблюдаем, что злоумышленники стали чаще предпочитать телефону различные мессенджеры. Преступники пользуются тем, что не все потенциальные жертвы замечают, что звонок идет не через телефон, а через мессенджер. Часто на устройстве входящий звонок и вызов в мессенджере выглядят одинаково, — отмечает собеседник «Известий».
Как обманывают людей по телефону
Совершая звонки, мошенники используют психологические приемы воздействия на жертв. Для придания большего веса своим словам они могут представляться сотрудниками Центрального банка РФ, полиции или ФСБ, говорит юрист «Единого центра защиты», член Ассоциации юристов России Кирилл Резник.
— Такие действия рассчитаны на то, что граждане не будут особо сопротивляться указаниям представителей власти, благодаря чему злоумышленникам становится проще убедить их, например, перевести кому-либо деньги «ради их сохранения в безопасности», — отмечает он.
По словам директора ООО «Антифишинг» Сергея Волдохина, сценарии мошенников могут различаться, но их общая идея обычно касается того, что в отношении человека якобы совершаются подозрительные действия.
Иногда мошенники разыгрывают целый спектакль: человеку звонят якобы из банка, затем звонок переводится на другого сотрудника, а спустя какое-то время с ним связывается еще и самозванный сотрудник полиции. Таким образом злоумышленники стремятся сделать ситуацию более правдоподобной и усыпить бдительность своей жертвы.
— Также звонки могут маскироваться под предложения о работе, покупке или продаже товара на сервисах типа Avito или «Юла», медицинских или других услуг, — говорит Волдохин.
Очень часто преступникам «помогают» утекшие базы, где могут быть персональные данные жертвы. Часть мошенников используют просто базу номеров, делая звонки без разбора, но есть и те, кто вычисляет жертву, которую легче ввести в заблуждение, по определенным параметрам — пол, возраст (считается, что проще обмануть пожилых людей) и так далее, отмечает Оксана Ульянникова.
Как бороться с мошенниками
Нарисовать портрет среднестатистической жертвы телефонных мошенников сложно. По уже известным случаям видно, что ими могут стать люди разного возраста, достатка и уровня образования — даже работники банков или технические специалисты
— Жертвой может стать почти каждый, потому что мошенники используют человеческие слабости и пытаются заставить сделать то, что им нужно, через эмоции. Например, через страх, пугая возможностью потерять значительную сумму. Или через жадность, обещая вознаграждение за помощь в поимке преступников или привлекательную возможность легко заработать, — говорит Сергей Волдохин.
Потому, по мнению Кирилла Резника, главным способом борьбы с такими преступниками может стать максимальное просвещение населения и распространение информации о мошенниках.
— То есть нужно обучить граждан навыку «помоги себе сам» — чтобы при подобных звонках они знали, как анализировать ситуацию и делали правильные выводы о собеседнике, — считает юрист.
Эксперт Group-IB Павел Крылов говорит о том, что борьба с киберпреступностью должна проводиться комплексно — в ней должны участвовать и банки, и операторы связи, и интернет-сервисы.
Как не стать жертвой преступников
По словам экспертов, вычислить мошенников достаточно просто. В разговоре с человеком они могут вести себя настойчиво, пытаться запугивать (например, потерей денег или угрозой этого), просить быстро принять какое-то решение (взять кредит, перевести деньги) или выяснить, например, данные карты.
— Если собеседник представился сотрудником банка, правоохранительных органов или регулятора, то никогда не сообщайте CVV, кодовое слово или код из SMS. Также не надо по совету или требованию голоса в телефоне брать специальный кредит «для защиты своих средств» или для помощи в расследовании. Как только вы услышали подобную просьбу, спокойно прервите разговор и сообщите в ваш банк, с какого номера поступил звонок. Кладите трубку при малейших сомнениях, — советует Павел Крылов.
Сергей Волдохин призывает не доверять звонящему и сразу связываться с организацией, откуда якобы поступил звонок, и выяснять всё самостоятельно.
— Если вас предупреждают, что на вас открыт кредит, правильным решением будет положить трубку и позвонить в банк по номеру, указанному на карте или официальном сайте, или зайти в отделение. Наконец, вы можете установить приложение, определяющее мошеннические номера. Такую функцию предоставляют некоторые банки, например Сбербанк, ВТБ, «Тинькофф», — говорит собеседник «Известий».
Кроме того, добавляет он, существуют популярные сторонние приложения от «Яндекса» или «Лаборатории Касперского». Конечно, они не дадут стопроцентной гарантии, но помогут определить номера, которые уже попали в базу к крупным компаниям.