Каждый десятый россиянин за последний месяц приобрел товары, ввезенные по схеме «параллельного импорта». При этом треть граждан пока не спешит совершать такие покупки — по их мнению, вещи могут оказаться бракованными, без гарантии или продаваться по завышенной цене. «Известия» разобрались, обоснованы ли эти страхи и можно ли отличить товары, ввезенные по новым правилам, от привычных.
«Параллельные» товары
Каждый десятый россиянин за последний месяц покупал товар, привезенный с помощью «параллельного импорта». Об этом свидетельствуют результаты опроса аналитического центра университета «Синергия», проведенного в начале августа среди 5 тыс. жителей всех регионов страны (имеется в распоряжении «Известий»).
62% граждан России не заметили появления товаров, ввезенных в страну по схеме «параллельного импорта». 27%, наоборот, обратили на это внимание, причем 11% из них уже приобрели «параллельные» товары: 9% покупателей остались довольны покупкой, а у 2% остались претензии к продавцам.
Многие россияне (35%) пока опасаются, что покупка товаров, ввезенных с помощью «параллельного импорта», сопряжена с некоторыми рисками. По их мнению, товар может оказаться бракованным (этого боятся 39% опрошенных) или продаваться по завышенной цене (32%), без гарантии (19%) и без локализации под российский рынок (10%).
В то же время большинство респондентов (53%) не видят никаких рисков при покупке товаров, поставляемых в страну без разрешения брендов-производителей.
— Охотнее всего россияне готовы покупать одежду и обувь (85%), бытовую технику и электронику (74%), товары для авто (68%), мебель (63%) из «параллельного импорта». Меньшим спросом пользуются детские товары (46%), бытовая химия (38%), а также косметика и средства личной гигиены (29%), — рассказали авторы исследования.
Большинство респондентов (77%) выступили за то, чтобы на товарах указывали, что они доставлены в РФ по модели «параллельного импорта». 15% считают излишним использование таких ярлыков, 8% воздержались от ответа. Почти половина (43%) людей уверены, что механизм «параллельного импорта» позволит избежать возникновения в стране дефицита. Другими положительными последствиями от использования этой модели они называют поддержку бизнес-сообщества (35%) и появление новых брендов (14%).
По мнению 8% опрошенных, плюс данной схемы заключается в том, что Россия сможет отплатить иностранным компаниям за демонстративный уход с российского рынка.
Откуда взялся «параллельный импорт»
Как рассказали «Известиям» в пресс-службе Минпромторга, «параллельный импорт» — это механизм ввоза продукции из любой страны, где товар официально введен в гражданский оборот правообладателем или с его согласия по любым доступным логистическим маршрутам.
— При этом важно понимать, что разрешение «параллельного импорта» не означает легализацию контрафакта, так как вся ввозимая продукция по-прежнему должна соответствовать установленным техническим требованиям, — поясняют в ведомстве.
По словам кандидата экономических наук и эксперта аналитического центра университета «Синергия» Екатерины Федюкович, товары, привезенные при помощи «параллельного импорта», ничем не отличаются от тех, что ввозились ранее.
— «Параллельные» товары везут в том числе из Казахстана, Узбекистана, Китая. Качество, ресурсы для производства и сами производители остались прежними, — объясняет эксперт.
Член комиссии ОП РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Вадим Ковалев указывает на то, что товар, который таким путем попадает в Россию, абсолютно нормальный, на него есть сертификаты качества и он проходит таможенную декларацию.
— Не каждый товар можно ввезти таким путем: есть список, который утверждает Минпромторг. Всё это делается для того, чтобы уже подзабытое слово «дефицит» осталось там, где ему и положено, — в учебнике истории, — заключает Ковалев.
Ввозные риски
Сегодня при помощи «параллельного импорта» в Россию привозят разные категории товаров: электронику и бытовую технику, автомобили, а также одежду и обувь, — то, что касается запросов рядовых потребителей. Для бизнеса же самое основное — это оборудование, запчасти к нему, компоненты IT-инфраструктуры.
— Товары везутся из всех недружественных стран Европы, а также США в обход антироссийских санкций, — говорит сооснователь платформы для бизнеса Digital VED Анна Фомичева.
В то же время, по словам Фомичевой, некоторые товары, ввезенные путем «параллельного импорта», не предназначены для российского рынка. В частности, уже есть случаи продаж ноутбуков без клавиатуры на русской раскладке.
— Единственное, что действительно отличает эти товары, — адаптация под конкретный рынок. Когда на территорию России ввозится товар по «параллельному импорту», то он был введен в оборот в другом государстве и, соответственно, может незначительно отличаться, — поясняют в Минпромторге.
При этом стоимость таких товаров, несомненно, увеличится за счет дополнительных затрат на логистику, а также посредников.
— Так, например, iPhone, ввезенные по «параллельному импорту», подорожали более чем на 30%. Также продавцы закладывают в цену риск наступления гарантийных обязательств, — отмечает Фомичева.
По словам Екатерины Федюкович, процент удорожания зависит от конкретной схемы — в среднем это 10–20%. В Минпромторге подчеркивают, что конечная цена импортного товара на полке магазина складывается из целого ряда факторов, например, курса валют, стоимости логистики и многого другого.
Но основной минус покупки таких товаров не в этом: по словам Екатерины Федюкович, с ними могут возникнуть проблемы при обслуживании, наличии заводского брака или поломках. Проблема в том, что гарантия распространяется только на первого правообладателя: он перепродает товар в Россию, но право на интеллектуальную собственность на данный товар уже не распространяется.
Впрочем, добавляют в Минпромторге, международные компании могут предъявить два вида гарантии: международную и национальную. Международная гарантия дает право обратиться в официальный сервисный центр в любой стране где бы изначально товар ни был куплен. Национальная гарантия допускает гарантийное обслуживание только в стране приобретения товара.
— После разрешения параллельного импорта ситуация изменилась — исчезла международная гарантия, так как некоторые иностранные компании приняли решение уйти с российского рынка из-за санкций со стороны недружественных государств. За реализацию национальной гарантии отвечает продавец и импортер товара, — заключают в ведомстве.