Директор международного культурного проекта «Русские сезоны» Алексей Лебедев уверен, что мы очень долгое время были сконцентрированы на условном Старом Свете, и сегодня настало время осознать, что земля очень большая. Сами «Сезоны» уже переориентировали гастрольные планы с Запада на Восток и ждут иностранцев в России. Об этом, а также о студентах из Африки, любви корейцев к Толстому, лайках от западных партнеров и пророчестве Ростроповича Алексей Лебедев рассказал «Известиям» по завершении фестиваля «Глобальные ценности».
«Гастроли по Европе и по всему миру возродятся»
— Культурных проектов в стране много. Чем уникальны «Русские сезоны»?
— Современные «Русские сезоны» — это проект Минкультуры и правительства РФ. Он возник в 2017 году по поручению президента и вскоре стал одним из крупнейших фестивалей в мире. Мы гордимся названием и пытаемся соответствовать тому, что больше века назад делал Сергей Дягилев, когда показывал миру отечественное искусство, оказавшее колоссальное влияние на музыку, живопись, танец, европейскую и американскую моду. Мы продолжаем заложенные им традиции, показывая всё богатство и многообразие нашей культуры: кинематограф, мультипликацию, симфоническую музыку, оперное, балетное драматическое искусство, выставки. Наш рекорд — за 2019 год в Германии у нас прошло более 420 событий.
— Сейчас такое вряд ли возможно. Вы не теряете надежду, что продолжите знакомить иностранцев с русской культурой?
— Я уверен, гастроли по Европе и по всему миру возродятся.
— Оптимистично.
— Безусловно, коррективы в нашу работу внесла еще пандемия. Мы должны были провести «Русские сезоны» во Франции, Бельгии, Люксембурге в 2020 году. Торжественно открылись в январе в парижском театре «Одеон», представили премьеру «Дяди Вани» — постановку Стефана Брауншвейга для Театра Наций. Но из-за ковида были вынуждены свернуть всю гастрольную деятельность. Зато 2020-й стал плодотворным в плане новых идей.
Чтобы не растерять аудиторию, 23 марта 2020 года запустили видеоплатформу «Оставайтесь дома с «Русскими сезонами». На сегодняшний день онлайн-сервис собрал более 65 млн зрителей. Лидером по просмотрам оказалось ледовое шоу «Ромео и Джульетта» Ильи Авербуха — 1,7 млн зрителей за одну ночь. В 2018 году мы привезли его на Арена-ди-Верона. Это такой открытый Колизей в центре Вероны. Представляете, летом залили там каток, а в день премьеры начался сильнейший дождь. Но зрители не разошлись. Достали дождевики, зонтики и ждали шоу.
— Российская культура сейчас испытывает давление. Артистам прерывают контракты, запрещают Чайковского и Рахманинова, требуют высказаться против политики государства. Как в таких условиях продвигать наше искусство за рубежом?
— Не думаю, что вообще какое-нибудь из наших крупных учреждений культуры сильно пострадало от запретов. Просто не поехали на гастроли. Мы очень долгое время были сконцентрированы на условном Старом Свете. И это касается не только гастрольной деятельности. Наши люди любили отдыхать в Европе, особенно москвичи или петербуржцы. Поездкам на Байкал предпочитали Париж. Настало время осознать, что земля очень большая.
— «Русским сезонам» есть куда развернуться?
— Есть. В 2021 году фестиваль должен был пройти в Южной Корее. Несмотря на пандемию, нам удалось провести там ряд мероприятий: осенью с огромным успехом прошли выступления камерного ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета. Солировал южнокорейский пианист и органист Чо Чжэ Хёк. Гастроли состоялись сразу в пяти городах. А в церемонии открытия принял участие министр культуры, спорта и туризма Хван Хи — большая честь для нас. Затем Валерий Гергиев собрал аншлаги с музыкантами Страдивари-ансамбля Мариинского театра в Сеуле. А в ноябре в Южной Корее мы открыли памятник Толстому. Корейцы любят Льва Николаевича.
— Вы еще и памятники устанавливаете?
— Да, и не в первый раз. В 2019 году в одном из самых известных концертных залов Европы — Гевандхаузе Лейпцига — установили бюст Чайковского. Там есть аллея великих музыкантов. Установлены бюсты Моцарта, Бетховена и Брамса, которые здесь выступали, а в 1888 году в этом зале состоялся дебют Петра Ильича как дирижера — была исполнена первая оркестровая сюита. Кстати, бюст Чайковского работы российского скульптора Баха был установлен в Гевандхаузе еще в 1900 году. Но он пропал во время Второй мировой войны.
— Вы не интересовались, не убрали бюст санкционного Чайковского сейчас?
— Конечно, не убрали. К сожалению, очень много напускного пишут в СМИ об «отмене русской культуры». Последний яркий пример: Зальцбургский фестиваль открылся исполнением Шостаковича. Невозможно представить себе крупного европейского, американского, азиатского фестиваля, в программе которого не было бы произведений русских композиторов и хореографов, не выступали бы наши исполнители.
— Но в Нью-Йорке Метрополитен-опера обходится без русских.
— В США театр, искусство — это рынок. В Европе — это все-таки традиции. А в Америке нет практически ни одного государственного культурного учреждения, нет человека в правительстве, отвечающего за культуру. И все институции, та же Метрополитен-опера, — частные организации, которые живут на пожертвования в эндаумент-фонды (фонд целевого капитала. — «Известия») этих организаций.
Можно сделать колоссальную рекламу, пригласить самых модных художников, композиторов из политически удобных стран, продать билеты на «Лебединое озеро» какой-нибудь антрепризы. Но получат ли люди удовольствие, придут ли еще? Зрителей нельзя бесконечно обманывать. Увидев однажды русский балет, они никогда не поведутся на его некачественную копию.
— У вас есть заявки от иностранных партнеров, которые ждут изменения политической обстановки, но форсировать события пока не готовы?
— С большинством партнеров мы поддерживаем дружеские отношения. Были единичные случаи, когда нам писали что-то вроде «Все вы негодяи! Больше не звоните, не пишите и не приезжайте в наш город, в нашу страну». Но таких единицы. Многие руководители творческих институций подписаны на наши новости. Как модно говорить, лайкают наши публикации. Нормальные люди. Понимают, что и это пройдет.
— Можете назвать тех, кто считает нас негодяями?
— Зачем? Бог им судья.
«Разрушаем мифы о плохих русских»
— На фестивале «Глобальные ценности» ярким событием стало выступление в Александринском театре выпускников «Школы «Иннопрактики» и «Русских сезонов». Танцовщики и хореографы из-за рубежа три недели повышали квалификацию в Академии танца Бориса Эйфмана. Вы изменили стратегию? Не едете за рубеж, а привозите в Россию иностранцев?
— Это правда. Мы называем этот фестиваль детищем пандемии. Проект давно зрел. А толчком к его запуску стало выступление на пресс-конференции в Германии немецкого виолончелиста Вольфганга Эммануэля Шмидта. Он рассказал, что в детстве родители привели его на выступление Ростроповича. После концерта ему удалось попасть за кулисы. Ростропович погладил мальчика по голове, похлопал по плечу и сказал: «Ты тоже будешь виолончелистом». И это сыграло колоссальную роль — он действительно стал известным музыкантом. И всю жизнь пропагандирует русскую музыку, культуру у себя в Германии.
Вот и мы решили запустить совместный проект с компанией «Иннопрактика», который назвали «Школа «Иннопрактики» и «Русских сезонов». Выбрали лучшие творческие вузы в нашей стране в партнеры, на их базе проводим трехнедельную стажировку талантливых студентов творческих профессий из-за рубежа. Задача студентов — показать в итоговых работах свое видение глобальных ценностей сегодня, обозначить мир людей, где каждый стремится к единению через искусство.
— Какие вузы стали партнерами?
— В 2020 году мы провели художественную сессию в Санкт-Петербургской академии художеств имени Репина и актерско-режиссерскую сессию на базе ГИТИСа в Москве. Потом появилась хореографическая и музыкальная сессии. Их провели в Академии танца Бориса Эйфмана и в Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. Результатом плодотворной работы стал фестиваль «Глобальные ценности», впервые проведенный в Севастополе. А в этом году итоги подвели на Основной сцене Александринского театра.
Кроме занятий с лучшими педагогами ребята посещают музеи, театры, дворцы. Понимают, что Россия — открытая, дружелюбная, красивая и щедрая. Это не страна, в которой все ходят с автоматами и пьют водку. А ведь многие приезжают сюда именно с такими стереотипами. И это в XXI веке! Мы разрушаем мифы о плохих русских.
— Хореограф из США рассказывал мне, что хотя и добирался в Россию через несколько стран, но путь оказался намного проще, чем ему представлялось. Кто отвечает за логистику иностранцев?
— Мы помогаем им в получении гуманитарных виз и полностью выстраиваем логистику. Сейчас это стало труднее. Но нас уже не напугать, мы пережили пандемию.
Я даже похвастаюсь. Иностранцы, приезжавшие к нам на учебу, не только хотят вернуться, но даже создают семьи. Буквально месяц назад поженились наши выпускники-художники — испанка и француз. Сейчас они учатся в Академии художеств. Кстати, после художественной сессии этого года туда планируют поступать еще пять человек. А ведь многие из ребят вообще никогда не выезжали из своей страны, например студенты из Южной Кореи.
«Мы открыли для себя африканский континент»
— Из каких стран теперь к нам едут?
— Из Латинской Америки — Венесуэла, Аргентина, Мексика. А еще из Италии, Венгрии, Румынии, Индии, Филиппин, Северной Македонии, Сингапура, Китая, США. Мы открыли для себя и африканский континент.
— И там знают про вашу школу?
— Мы сами туда поехали. Провели выездную сессию «Школы «Иннопрактика» и «Русских сезонов» в Сенегале, в городе Дакар. Педагоги Академии художеств подготовили программу по живописи и скульптуре. С помощью посольств Российской Федерации отобрали 16 ребят с базовым художественным образованием из семи африканских стран. Одно из условий — знание французского языка.
— Зачем? Уж тогда сразу русский.
— Не всё сразу. Преподавание велось на французском. Поэтому выбирали студентов из франкоговорящих стран. Первый президент Сенегала в свое время был министром в правительстве Шарля де Голля. А когда вернулся на родину, заявил: «Хочу, чтобы в Сенегале все могли читать в оригинале великого африканского поэта Александра Пушкина».
— В оригинале, значит, на русском?
— Конечно. И до сегодняшнего дня в колледжах вторым иностранным языком любой сенегалец может выбрать русский. Как нам рассказали, 3 тыс. человек сейчас изучают язык. В одном из крупнейших на континенте Дакарском университете, где учится 150 тыс. студентов, есть факультет славянской культуры и цивилизации. 450 студентов получают там образование.
— Раньше «Русские сезоны» были тесно связаны с Францией. Теперь отношения будут выстраиваться с Африкой?
— Зачем себя ограничивать? Мир же большой. Это и Латинская Америка, и Африка, и Азия, и страны СНГ, и Россия. Сегодня нам трудно поехать с выступлениями или организовать мероприятия, скажем, в Каннах. Но от этого русская культура точно не пострадает. А вот Канны уже поредели, потому что во время проведения любых мероприятий, не только наших, среди зрителей было немало соотечественников.
Я уверен, пройдет совсем мало времени, былые партнеры сами придут и попросят: «А можно и нам Мариинский театр?» Никто никогда не отменял Россию и не отменит ее сейчас.
— Вам не привыкать рушить шаблоны. Несколько лет назад «Русские сезоны» решили сделать сценой руины Херсонеса Таврического в Севастополе. Какие театры вы привозите в исторические декорации?
— В Крыму выступают лучшие. Уже в шестой раз при поддержке Министерства культуры РФ там проводится Международный фестиваль оперы и балета. В прошлом году приезжали артисты Мариинского театра. До этого был Большой. Сейчас мы привезли Михайловский из Санкт-Петербурга с балетом «Ромео и Джульетта» в постановке Начо Дуато.
А 11 августа в Херсонесе показали драматический спектакль. Владимир Машков привез легендарную постановку Театра Олега Табакова «Матросская тишина», в котором сам играет главную роль.
— Культурная дипломатия имеет серьезный вес. А нуждается ли наше искусство в защите?
— У нас нет задачи посеять зерна справедливости и в тот момент, когда про русских говорят нехорошо, разубеждать всех в обратном. В Японии я видел, как, слушая русскую музыку, люди плачут. Они же видят, кто есть кто, что в мире настоящее, а что — нет. У нас много известных имен: Мацуев, Гергиев, Репин, Захарова, Полунин, Башмет… Всех не перечислишь. Да и молодые звездочки подрастают. Например, пианист Елисей Мысин. Ему только 11, а он уже известен. Или Саша Довгань — какая она талантливая!
И Елисей, и Саша гастролировали в принимающих странах в рамках «Русских сезонов». Елисей выступал в 2018 году в Национальной академии святой Цецилии в Риме. Саша — в Берлинской филармонии вместе с Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Тогда концерт был приурочен к открытию «Русских сезонов» в Германии. Наша страна бесконечно богата талантами. Надо их просто демонстрировать. Русская культура — это бренд!