Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) рассчитывает, что ее Специальная мониторинговая миссия (СММ) возобновит свою работу. Об этом «Известиям» заявили в пресс-службе ОБСЕ. Мандат СММ истек 31 марта, и если предыдущие восемь лет он продлевался консенсусом, то на этот раз против выступила Россия. Как пояснил «Известиям» постпред РФ при организации Александр Лукашевич, у Москвы «накопилось» к СММ множество претензий. Что касается дальнейшего присутствия ОБСЕ на Украине, то дипломат дал понять: российская сторона против того, чтобы организация как-то подключалась к урегулированию.
Российское вето
31 марта истек мандат СММ ОБСЕ на Украине. Она начала свою работу в 2014 году по запросу Киева. Согласно мандату, ее сотрудники работали «в поле» — на всей территории страны; их главной задачей было «беспристрастно и объективно наблюдать за ситуацией», отчитываться о ней, а также «способствовать диалогу между всеми сторонами конфликта». В своих регулярных отчетах СММ, в частности, сообщала о том, сколько раз и где нарушался режим прекращения огня, при этом не указывая, кто в этих нарушениях был виновен.
Мандат миссии 57 членов ОБСЕ продлевали каждый год консенсусом. Однако на этот раз достичь его не удалось — против продления выступила российская сторона. Председатель ОБСЕ, глава МИД Польши Збигнев Рау и генсекретарь организации Хельга Шмид выразили на этот счет сожаление. Некоторые члены ОБСЕ — в частности, США — обвинили Россию в том, что она «заблокировала консенсус».
В тот же день постпред РФ при организации Александр Лукашевич провел для журналистов брифинг, на котором рассказал, почему Москва отказалась продлевать мандат СММ. «Это не блокировка консенсуса, — начал дипломат. — Это отсутствие консенсуса в связи с несогласием российской стороны на продолжение этого полевого присутствия на Украине».
Причины, по словам Александра Лукашевича, следующие: 1. По оценке РФ, несмотря на широкий технический арсенал, миссия полноценно свою работу не выполняла — «В докладах практически везде пишется, что не могли установить, не смогли доехать, не могли увидеть». 2. СММ стала «орудием внешней и внутренней политики украинских властей», она действовала предвзято в пользу Киева. Миссия «отгородилась от Донбасса», ограничиваясь поездками лишь до линии соприкосновения. 3. СММ «превратилась в гнездо специалистов-натовцев», граждан РФ в миссии практически не было.
На вопрос «Известий», почему при всех претензиях России к СММ Москва всё равно продлевала ее мандат в течение последних восьми лет и отказалась это делать только сейчас, Александр Лукашевич сказал: «Наболело». И пояснил: «Появились совершенно новые реалии «на земле».
Сейчас международных наблюдателей от ОБСЕ на Украине нет. О том, что некоторые страны отзывают своих граждан, участвующих в работе СММ, организация сообщила 13 февраля 2022 года, за 11 дней до начала российской военной операции на Украине. Однако еще 10 дней после 24 февраля миссия продолжала работать. В ее последнем отчете от 7 марта сообщается, что все международные участники покинули «зону своей деятельности»; там остались лишь местные сотрудники, их задача — «заниматься управлением помещениями и имуществом СММ в ожидании возобновления ее операционной деятельности».
Миссия еще не закрыта
Руководство ОБСЕ не оставляет надежд на то, что СММ все-таки вернется к работе. Как рассказали «Известиям» в пресс-службе организации, «польское председательство продолжит консультации со странами-членами по будущему присутствию ОБСЕ на Украине». Пока эти дискуссии будут идти, СММ будет сохранять свой административный статус полевой миссии и продолжит защищать своих сотрудников, имущество и помещения.
На вопрос «Известий» о том, как в текущих условиях ОБСЕ может участвовать в урегулировании конфликта и не собирается ли она создать миссию, альтернативную СММ, в пресс-службе ответили, что всё зависит от решения 57 государств-членов.
— Вместе с тем, учитывая обширный опыт СММ на Украине, мы уверены, что ОБСЕ по-прежнему может сыграть важную роль в будущем этой страны и остается необходимым действующим лицом «на земле», — подчеркнули в организации. — Если будет принято соответствующее решение, секретариат готов предоставить всю необходимую оперативную и административную поддержку.
Что же касается нынешней работы на Украине, то сейчас ОБСЕ сфокусирована на том, чтобы помогать другим организациям, которые предоставляют гуманитарную поддержку. Эта помощь включает передачу им в аренду транспортных средств и помещений СММ. «Кроме того, как секретариат, так и институты ОБСЕ начали адаптировать свою работу к новым и неотложным вызовам на Украине», — сказали в пресс-службе, не уточнив при этом, в чем эта адаптация заключается.
«Известия» спросили у Александра Лукашевича, считает ли Россия необходимым присутствие ОБСЕ на Украине и поддержит ли отправку туда модифицированной миссии.
— Я такой возможности не предусматриваю, — сказал дипломат. — И я надеюсь, те, кто принимает ответственные политические решения, больше связываться с ОБСЕ на этот счет не станут. Себе дороже. Эффективность от таких инструментов реагирования на кризисы практически нулевая. Рисовать какие-то прожекты о том, что ОБСЕ в каком-то виде могла бы подключиться к тому, что в итоге произойдет на Украине, вряд ли эффективно и возможно.
По словам Александра Лукашевича, единственное решение, которое сейчас должен принять постоянный совет ОБСЕ (главный директивный орган), — это решение «об административном закрытии» СММ после истечения ее мандата и «сворачивании этого большого хозяйства». «Но у господина Рау и очень многих западных коллег другая логика — надо еще попытаться проконсультироваться», — отметил дипломат.
«Известия» спросили у пресс-службы польского председательства, сможет ли Россия заблокировать реализацию какой-либо новой инициативы касательно полевого присутствия ОБСЕ на Украине. Там от ответа уклонились. «Для начала нам надо завершить уже упомянутые консультации», — лишь отметили в польском председательстве.