Пока на западном фронте без перемен, Москва удваивает дипломатическую активность на азиатском направлении. На этой неделе глава МИД РФ Сергей Лавров побывал в Китае. Официально нынешняя зарубежная поездка российского дипломата была посвящена ситуации в Афганистане. Но, разумеется, львиную долю внимания министр посвятил Украине и перспективам сотрудничества в условиях западных санкций. Эта же тема обещает стать доминирующей и на встречах в Дели, куда министр направился 31 марта из китайского Туньсина. О том, как Россия укрепляет связи с союзниками в новых геополитических реалиях и какие на этом пути есть препятствия, — в материале «Известий».
Страны одной медали
30 и 31 марта китайский город Туньсин в провинции Аньхой принял третью министерскую конференцию стран — соседей Афганистана, а также расширенную «тройку» по этой республике (в нее входят Россия, Китай, США и Пакистан). На фоне событий на Украине мировое сообщество несколько подзабыло про Афганистан, хотя ситуация там после прихода к власти «Талибана» (организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность) и ухода западной коалиции лучше не стала. Скорее наоборот.
Тем не менее в повестке дня российской дипломатии главной темой по понятным причинам стала ситуация на Украине, которую Сергей Лавров даже сравнил с хедлайнером мероприятия Афганистаном. «Те, кто раньше пытался сделать Афганистан центром мировой политики, теперь старается заставить Украину «заменить» Афганистан. Мы все понимаем, как на самом деле обстоит дело», — отметил министр 30 марта на двусторонней встрече в Китае с министром иностранных дел Пакистана Шахом Махмудом Куреши.
Согласно сообщению МИД, украинская тема звучала и во время двусторонних контактов Лаврова с визави из Ирана, а также на встрече с вице-премьером и министром инвестиций и внешней торговли Узбекистана Сардором Умурзаковым. И, конечно, тема Украины и вызванной сложившейся там ситуацией геополитической напряженности стала центральной и на переговорах российского министра с хозяином мероприятия — главой китайского МИДа Ван И.
Как отметил глава МИД РФ, Россия и КНР выступили против «контрпродуктивных» западных санкций и решили вместе со своими единомышленниками «двигаться к многополярному и справедливому миропорядку». Ван И, в свою очередь, отметил, что обе страны «проявляют более твердую готовность развивать двусторонние отношения и более твердую уверенность в продвижении сотрудничества в различных областях».
Официально — за
Как известно, еще в самом начале российской операции на Украине США предупредили Китай о том, что любая помощь РФ в обход западных санкций ударит по Пекину. На днях Вашингтон заявил, что намерен штрафовать компании даже за экспорт из КНР в Россию товаров, в которых более 25% от общей стоимости приходится на американские компоненты. Такие поставки, сочли в США, должны быть лицензированы Вашингтоном.
Официально Китай не раз давал понять, что он против любого санкционного давления, тем более в последние годы от американских рестрикций доставалось и Пекину. Однако, как и после событий в Крыму 2014 года, КНР снова заняла осторожно-выжидательную позицию.
Как написала 31 марта авторитетная South China Morning Post, уход западных компаний с рынка России из-за Украины создал новые возможности для китайских фирм, особенно в сфере энергетики, но «ухудшение деловой среды в РФ в условиях действующих санкций может отбить у китайских компаний охоту инвестировать в Россию». Более того, как сообщало агентство Reuters, в марте в МИД Китая были вызваны топ-менеджеры трех национальных энергетических корпораций — Sinopec, CNPC и CNOOC, которым был дан совет не делать необдуманных покупок российских активов. Правда, на брифинге МИД КНР эту информацию не подтвердили.
Тем не менее официально Китай остался привержен развитию экономических связей с Россией, невзирая на все сложности. А 31 марта в МИД КНР сказали, что не исключают возможности перехода на рубли или юани для торговли энергоносителями с РФ.
По словам главы программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» московского Центра Карнеги Александра Габуева, китайцы давно выражали интерес к торговле в юанях, но до событий на Украине в этом была не сильно заинтересована сама Россия. Юань — не полностью конвертируемая валюта, и после получения оплаты в юанях «вытащить» эти деньги из КНР в силу довольно сложных ограничений на вывоз капитала не так просто, пояснил он.
— Скорее всего, это будет иметь некий экономический смысл, если мы будем замещать на китайском рынке что-то с коллапсирующего рынка ЕС. Но специально для нас китайцы никаких послаблений делать не будут, и наверняка расчеты в нацвалютах будут торговлей за юани и на китайских условиях, — сказал эксперт «Известиям».
Не юанем единым
Китай — не единственная дружественная России страна, с которой Москва решила проработать вопросы сотрудничества и переход к расчетам в нацвалютах. Прямо из Туньсина Сергей Лавров прилетел в Дели.
По данным индийских СМИ, главной темой встреч министра Лаврова с его индийским коллегой Субраманьямом Джайшанкаром и советником по нацбезопасности Аджитом Довалом оказался вопрос о системе трансграничных платежей — альтернативной SWIFT, от которой Запад недавно отключил некоторые российские банки. И по свидетельству индийской Economic Times, Индия и РФ уже завершили работу над этим проектом.
Согласно данным ряда индийских СМИ, рубли будут депонированы в индийском банке и конвертированы в рупии, и наоборот. Для этого, как сообщают источники, будет использована СПФС — российская межбанковская система передачи финансовой информации и совершения платежей, функционирующая на базе информационно-телекоммуникационной системы мегарегулятора.
Кроме того, визит Лаврова обещает продвинуть и вопрос о расширении энергетического сотрудничества двух стран. Ранее индийцы уже заявляли о намерении нарастить закупки нефти у России, причем по сниженным ценам. И как сообщило 31 марта агентство Bloomberg, на этой неделе Россия предложила Индии скидку на свою нефть в размере $35 за баррель.
— Полагаю, две страны продолжат активную торговлю вооружениями и энергоносителями. Из России Индия получает современное оружие, необходимое для борьбы с Китаем, по лучшим ценам. А во-вторых, Индия зависима от импорта энергоносителей, что делает перспективу продажи Россией нефти Индии по низким ценам чрезвычайно привлекательной, — сказал «Известиям» эксперт программы стратегических исследований индийского Observer Research Foundation Сааранш Мишра.
При этом он предположил, что за рамки этих двух вещей торговые отношения Нью-Дели и Москвы в ближайшем будущем вряд ли выйдут. И одна из причин тому — давление на Индию со стороны союзников по QUAD и ряда западных стран, крайне недовольных нейтральной позицией Дели по Украине.
— Недавно Джо Байден заявил, что позиция Индии по вопросу индо-российских отношений несколько шаткая. Это определенно оказывает дипломатическое давление на Индию, чтобы она осудила действия России, поскольку и США чрезвычайно важны для индийских стратегических расчетов. Штаты будут оказывать давление на Индию еще и потому, что в противном случае снисходительность может подорвать глобальный имидж Америки, который уже несколько пострадал после разгрома в Афганистане и того, что произошло на Украине, — пояснил Сааранш Мишра.
К слову, поездка в Дели Сергея Лаврова совпала по времени с нахождением там с визитами главы британского МИДа Лиз Трасс и заместителя советника по нацбезопасности США, курирующего международную экономику, Далипа Сингха. И как заметил последний, во время встреч в Дели он намерен побеседовать с индийцами прежде всего на тему Украины. Понятно, что звучать из уст американского и британского дипломатов эта тема будет отнюдь не в комплементарном для России ключе.