В МВД России сообщили, что в январе этого года по вине начинающих водителей в России произошло 490 ДТП с пострадавшими, в которых погибли 36 человек. Судя по статистике, это число постепенно снижается, однако к качеству обучения в автошколах у многих по-прежнему остаются претензии. Насколько хорошо учат водить машину сейчас и как будут совершенствовать обучение — в материале «Известий».
Сколько аварий устраивают новички
Статистику по количеству ДТП за январь по вине начинающих водителей приводит ТАСС, пока она официально не опубликована.
— В январе 2022 года зарегистрировано 489 дорожно-транспортных происшествий по вине начинающих водителей — со стажем до двух лет, в них погибли 36 человек и получили ранения 739 человек, — приводит агентство слова представителя пресс-центра МВД.
В 2021 году зарегистрировано 8217 таких автоаварий — по вине начинающих водителей погибли 769 человек, ранены более 11 490 человек. Данные за 2020 и предыдущие годы на сайте ГИБДД сейчас недоступны. На запрос «Известий» МВД на момент публикации не ответило. Однако из официальной статистики известно, что по крайней мере в январе 2021 года по сравнению с первым месяцем 2022 года произошло заметное снижение — с 546 до 489 аварий, с 77 до 36 погибших.
Более полные данные статистики представитель ГИБДД озвучил на конгрессе автошкол России. Сообщалось, что в прошлом году количество ДТП, в которых виновниками оказались водители со стажем менее двух лет, сократилось на 7%. Снизилось и число погибших (на 1,4%), и раненых (на 8%).
В то же время, количество водителей-новичков только росло: в 2021 году выдано 1,54 млн водительских прав всех категорий, а это на 17% больше, чем за аналогичный период годом ранее. За январь 2022 года выдано 417 тыс. удостоверений.
Ранее СМИ со ссылкой на данные ГИБДД сообщали, что в допандемийном 2019 году число аварий с участием начинающих водителей росло и составило более 10,8 тыс., тогда погибли 846 человек.
— 2020 и 2021 годы вообще не показательны, я бы даже запретил на них ссылаться, потому что это были пандемийные годы, — сказал «Известиям» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. — Статистика получается перекошенная, нерелевантное сравнение. Нужно сравнивать нормальный год с нормальным годом.
Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева, напротив, считает свежие данные объективным показателем того, что программы подготовки водителей действуют.
— Это показала практика, потому что с момента введения в действие новых примерных программ обучения в автошколах с 2014 года по 2022 год наблюдалось и продолжает наблюдаться значительное снижение аварийности с участием начинающих водителей, — сказала она «Известиям». — За это время количество дорожно-транспортных происшествий с участием водителей со стажем около двух лет снизилось более чем на 50%.
При этом количество выданных водительских удостоверений только растет: каждый год на дорогах появляется примерно столько же водителей, сколько выпускается детей из средних школ, отмечает эксперт.
— В целом количество ДТП в России снижается, но это связано не с улучшением обучения в автошколах, а с повышением качества автодорог и улучшением дорожной инфраструктуры в целом , — рассказала «Известиям» руководитель аналитического отдела экспертного центра «Движение без опасности» Елена Борисенко. — Качество обучения при этом не изменилось. Начинающие водители всегда водят аккуратнее, чем водители с большим стажем, которые расслабляются. Водители со стажем больше пяти лет чаще полагаются на свой опыт и совершают ошибки.
Как обучают и как будут обучать водителей
С 2014 года в России действуют примерные программы подготовки учеников в автошколах, которые были утверждены приказом Минобрнауки № 1408. Однако в этом году они изменятся — с 1 сентября вступает приказ № 808 Минпросвещения. Он будет действовать до 2025 года.
— В действие вступят 58 примерных программ профессионального обучения водителей, которые разработаны Минпросвещения, — отметила Татьяна Шутылева. — Сейчас действуют 49 программ — в новом пакете на девять программ больше. В частности, появились программы переподготовки с мототранспортных категорий (А, А1 и М) на категорию В. Можно будет в более сжатые сроки с меньшими финансовыми затратами подготовиться на водителя категории В, имея мототранспортную категорию. Автошколы и граждане очень ждали этих программ.
Еще один большой пакет программ касается переподготовки водителей троллейбусов на категории В, С и D. Это необходимо в связи с массовым перепрофилированием на электробусы.
— Часы вождения сохранятся в том же объеме, но их перераспределят в пользу вождения в городе, — продолжает Шутылева. — Если сейчас в действующей программе по категории В вождение в городе и на площадке поделены фактически поровну, то с 1 сентября будет восемнадцать часов на площадке и тридцать восемь часов в городе. Это позволит более глубоко освоить вождение в интенсивном потоке движения, лучше подготовиться к экзамену в ГИБДД — тем более, что с 1 апреля прошлого года экзамены принимают в основном в условиях реального дорожного движения.
Также добавлены темы изучения вождения на автомагистралях. Ранее было запрещено учить вождению на скоростных трассах, но в 2021 году правила поменялись. Кроме того, в примерные программы включены «модные темы»: особенности эксплуатации электромобилей, машин с высокой степенью автоматизации и т.д.
— Программы, которые вступят в действие с 1 сентября, имеют практически полную логичную преемственность относительно действующих, — замечает она. — Никакой революции и перестройки системы не будет, не ожидается в связи с этим и повышения цен, сохранено количество часов. Однако точечные и грамотные изменения и нововведения, которые заложены в новую примерную программу, позволят поднять обучение водителей на более высокий уровень.
Президент Национального союза ассоциаций автошкол Елена Зайцева в беседе с «Известиями» отметила, что программа, которую внедрят в сентябре, мало чем отличается от той, что действует сейчас. По ее мнению, сфера нуждается в более существенных изменениях.
— Меня приглашали в рабочую группу по разработке этой программы, и мы вместе с экспертами давали свои предложения, — сказала она. — Но, к сожалению, наш вариант не приняли. Проект на 90% по тексту тот же, что и нынешние программы. Нет не то, что кардинальных изменений, даже какие-то очевидных правок не внесли. Поэтому у меня большое сожаление от участия во всем этом. Я не надеюсь на то, что с помощью новых программ как-то существенно изменится ситуация с качеством подготовки.
Хорошо ли учат водителей сейчас
— Ситуация драматическая, потому что с первого раза экзамены сдают считанные проценты от числа выпускников автошкол, — заявил Антон Шапарин. — Причем и теоретические экзамены, и практические. Это обсуждалось совсем недавно в ГИБДД. По последним данным, с первого раза теоретический экзамен сдают 38% кандидатов в водители, а практический — только 13,5%.
В прошлом году изменились правила сдачи экзамена. Отчасти именно с этим эксперты связывают низкий показатель сдавших практику с первого раза. С апреля 2021 года вместо отдельных экзаменов «площадка» и «город» введен единый тест. Экзаменуемый не знает, где пройдет маршрут и не может подготовиться. Как правило, весь тест теперь проходит в городских условиях.
— Ключевой момент в том, что люди, сдавая экзамен на площадке, получали достаточно серьезную уверенность в собственных силах, и им было гораздо легче в городе, — говорит Шапарин. — Кроме того, они знали маршрут, могли к нему подготовиться. Сейчас площадки нет, значит, нет этого фактора психологической уверенности в своих силах.
Впрочем, Шутылева считает, что ничего страшного в таком низком проценте сдающих экзамен с первого раза нет.
— Это просто ситуация экзамена, — говорит она. — Если это не случилось с первого раза, то случится со второго, с третьего раза — это не столь важно. Главное, чтобы человек себя чувствовал уверенно за рулем. И ни о каком качестве подготовки это не говорит — экзамен пересдают через неделю, набрать «веса» за неделю невозможно без хорошей базовой подготовки. Поэтому здесь в основном играет роль психологический барьер.
По ее словам, смотреть нужно на два важных показателя: количество выданных водительских удостоверений (которое растет) и количество ДТП (которое снижается).
Председатель правления Союза автошкол Москвы, член Высшего совета «Сильной России» Александр Ачкасов также считает, что речь идет скорее о человеческом факторе, переживаниях экзаменуемого, чем о проблемах с качеством обучения. Ситуация с подготовкой водителей сильно изменилась за последнее десятилетие в лучшую сторону, говорит он.
— Сейчас вы реже встретите человека, который может нарушить правило «двух сплошных» или как-то по-другому грубо нарушить ПДД, — сказал он «Известиям». — Это всё пресекается большими штрафами. Кроме того, раньше не было ни одного регламентирующего документа, который давал бы нам пояснения, как учить водителей, чему учить.
Новую программу обучения он называет очень хорошей и подчеркивает, что она впервые написана с привлечением всего профессионального сообщества — автошкол, институтов, ассоциаций.
— Но то, чего мы хотели, до конца не получилось, — признает Ачкасов. — Однако в ГИБДД, например, у нас всегда открыты двери, мы обсуждаем какие-то моменты, получаем ответы на свои вопросы.
Однако с мнением о хорошем качестве обучения в автошколах согласны не все. Глава Общероссийского объединения пассажиров, член Общественной палаты РФ Илья Зотов замечает, что база, по которой учат водителей категории D оставляет желать лучшего.
— Водители выпускаются не совсем подготовленные к реальным условиям на дороге, им приходится долго вкатываться, набирать реальную практику, — сказал он. — Усложняется навигация на дорогах, появляются платные трассы с большим скоростным режимом. Учатся водители на одной технике, а работают потом на другой.
По его мнению, нужна новая программа подготовки водителей в автошколах с большим уклоном в практику.
— По всем категориям не хватает практического опыта, его важно нарабатывать на реальной дороге, — сказал Зотов. — Причем часто у экзаменуемого указано полтора часа обучения, а по факту обучение идет сорок пять минут. Выходит, что ученики в автошколах откатывают не более тридцати часов. Этого точно недостаточно для того, чтобы сдать экзамен, уточняет эксперт.
Основатель Школы водительского искусства Виктор Мартыненко рассказал «Известиям», что ситуация с качеством обучения стала лучше, но не глобально, потому что сохраняется сама система. По его мнению, в автошколах неправильно подходят к самой концепции обучения.
— Каждого, кто приходит в автошколу, необходимо правильно готовить «читать» дорогу, то есть прочитывать ее безопасность, — отметил он. — Надо давать подробные знания о физике поведения автомобиля в той или иной ситуации, но инструкторы лишь поверхностно об этом говорят. Надо ломать систему обучения.
Елена Зайцева также считает, что качество подготовки снижается. Эксперт связывает это с тем, что с 2014 года в законодательство введена норма о профессиональном обучении водителей.
— По закону о безопасности дорожного движения все, кто приходят в автошколу — на мотоцикл, на легковую машину или на грузовик, неважно — получают профессию «водитель», — сказала она. — И в этой программе все обязаны проходить профессиональной цикл, то есть изучать грузоперевозки, перевозки пассажиров, диспетчерскую службу такси, двадцать часов подробного углубленного устройства автомобиля, хотя это довольно странно в современных условиях.
Как нужно менять обучение водителей
Она отмечает, что должна быть специальная подготовка профессионалов по категориям С и D. Обучение же всех по единым программам — беспрецедентная практика для всего мира.
— Профессионалам нужны более углубленные знания, — говорит Зайцева. — Понятно, что в плане правил дорожного движения и безопасности требования на дороге одинаковые для всех, но профессиональная деятельность должна подразумевать другую программу. В итоге общая программа процентов на 30 — профанация, и человек ее изучает, понимая, что эти знания ему не пригодятся. В том числе пропускает и ту информацию, которая на самом деле пригодится.
Сейчас по заказу Минпросвещения экспертный центр «Движение без опасности» разработал новую программу обучения, в которой как раз эти вопросы учтены.
— Программа упрощена — предыдущие сложны по содержанию, и, возможно, они поэтому и не выполняются, — говорит она. — В программах, утвержденных приказами 1408 и 808, натаскивали на экзамены, а в нашей основная цель — привить первоначальные навыки управления. Водителей надо научить двигаться в транспортном потоке.
По ее словам, проблема водителей с небольшим стажем в том, что они «проявляют излишнюю осторожность при маневрировании», не могут встроиться в поток и задерживают его.
— Стоит поделить водителей и на любителей и профессионалов, — продолжает Борисенко. — То есть, первых обучать тому, что нужно для безопасной перевозки себя и родственников. А вторых, которые собираются работать водителями, учить еще дополнительно всему тому, что требуется при перевозке грузов или пассажиров. Стоит выделить все, что нужно для таксиста, в отдельную программу повышения квалификации.
Проект уже подготовлен, он должен быть протестирован на нескольких автошколах, и начинающие водители должны дать обратную связь для доработки. Если всё пойдет хорошо, то эта программа может заменить в 2025 году ту, что вступает в силу с 1 сентября 2022 года.
Елена Зайцева отмечает, что нынешние программы также очень формализованы — по ним просто сложно хорошо научить водителя.
— Там нет практических ситуаций, которые пригодятся водителю, — сказала она. — Новичкам нужно давать информацию в связке с реальными перекрестками и ситуациями. Мы предлагали переработать к приказу 808 эти моменты, но не были услышаны.
Мартыненко считает, что у водителя в автошколе нужно сформировать безопасные алгоритмы вождения, чтобы он точно знал, как на практике работают системы автомобиля. Проблема, по его словам, еще и в том, что в региональных автошколах просто нет новых автомобилей с современными системами.
— Человек учится в автошколе на машине с простейшими электронными системами, потом покупает другую машину, в которой есть электронные помощники, но просто не знает их плюсов и минусов, — говорит Мартыненко. — Нужно давать этот базис. Люди должны знать, что и как работает в автомобиле, как он будет реагировать на те или иные ситуации.
Антон Шапарин полагает, что пересмотреть подход к обучению нужно еще глобальнее: Национальный автомобильный союз даже предлагал правительству внедрить изучение правил дорожного движения в программу ОБЖ, а также ввести обязательный экзамен для выпускников школ по ПДД. Такой экзамен могли бы приравнять к сдаче теоретического экзамена на водительское удостоверение.
— На выходе мы получили бы поколение людей, которые даже на уровне пешеходов знают правила дорожного движения, — подчеркнул он. — И мы сильно снизили бы аварийность и смертность. Специалисты в этой сфере прямо говорят, что дети склонны выполнять правила со всей возможной четкостью, если они их хорошо знают. Это повлияет хотя бы даже на умение пользоваться электросамокатами, которые сейчас, по сути, находятся вне правового поля.
Однако, замечает Шапарин, с введением новых правил система обучения пока сохранится в существующем виде лишь с небольшими, по сути, косметическими изменениями.