Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) провело опрос при помощи B2B-панели «Голос бизнеса». В исследовании участвовали 500 респондентов из разных регионов и отраслей. Половина компаний заявила о падении выручки по итогам прошедшего месяца. О том, какими могут быть последствия для положения МСП, выясняли «Известия» совместно с экспертами.
Более половины (54%) участников исследования рассказали о снижении прибыли в марте 2022 года. Из представителей микробизнеса уменьшение выручки зафиксировали 65%. 84% ощутили на себе последствия текущих геополитических событий. Только 16% респондентов не заметили разницы — в основном это средние компании (37%) и устойчивые на рынке (22%).
Первое, на чем экономят предприниматели, — информационные технологии, реклама и маркетинг. К этой мере прибегли 37% респондентов. В 23% компаний руководство было вынуждено сократить число сотрудников. 16% работодателей снизили зарплату. Столько же — отказалось от аренды офиса полностью или частично. 15% компаний перевели штат на удаленку.
Глобальные изменения
Одновременно с сокращением расходов на рекламу, ИТ, аренду и на персонал в крупном бизнесе обычно происходит замораживание инвестиций в новые проекты, поскольку невозможно просчитать их рентабельность, говорит научный руководитель департамента социологии НИУ ВШЭ Александр Чепуренко.
— Будет происходить процесс перестройки логистических и технологических цепочек. Будет меняться структура экономики: понадобится срочно заместить те виды импорта, которые возможно заместить в сравнительно короткие сроки и при сравнительно небольших вложениях (сельскохозяйственная продукция, отчасти — одежда).
По мнению эксперта, возрастет роль государства в экономике.
— То, что требует длительных и серьезных по размеру капиталовложений и защиты от коммерческих и политических рисков, — авиастроение, производство микрочипов и других критически важных элементов для ИТ, частично фармацевтическая промышленность, производство двигателей, лифтов — вынуждено будет взять на себя государство в партнерстве с полугосударственным крупным бизнесом. Серьезные изменения произойдут в строительстве жилья, где спрос просядет, а риски капиталовложений в новые проекты возрастут. По-видимому, строительный бизнес будет укрупняться и также стремиться к партнерству с государством, — рассуждает Чепуренко.
Всё это приведет к серьезной перестройке спроса и предложения на рынке труда.
— Многим придется осваивать новые профессии и специальности, — прогнозирует аналитик.
Наработанный опыт
В периоды кризисов из-за сокращения потребительского спроса бизнес стремится снизить свои издержки, чтобы выжить. Такое же поведение мы наблюдали в период пандемии коронавируса, говорит к.г.н., директор научно-исследовательского Центра экономической географии и регионалистики ИПЭИ РАНХиГС Степан Земцов.
— Тогда, в 2020 году, помогли различные формы цифровизации, уход в онлайн-сектор. В текущих условиях многие прибегнут к аналогичной модели адаптации. В первую очередь под сокращение попадут дополнительные расходы, не влияющие напрямую на функционирование ядра бизнеса: реклама, маркетинг, аренда и иные внешние услуги, — говорит собеседник издания.
Вариант нормы
Сокращение расходов — часть стратегии компаний, чтобы пройти кризис с наименьшими потерями, полагает исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «УНИВЕР Капитал» Артем Тузов.
— В основном компании отказались от неприоритетных расходов на ИT, рекламу и маркетинг. Учитывая резкое изменение цен на товары и услуги, падает и спрос. Техника дорожает, и компании предпочитают отложить покупки, а реклама и маркетинг теряют эффективность.
Эксперт отметил, что к сокращению штата прибегли те, кто не рассчитывает на быстрый выход из кризиса, а сразу перестраивает работу надолго.
— Самый на данный момент непопулярный способ экономии на издержках — это перевод сотрудников на удаленный режим работы, им воспользовалось 15% компаний. Нужно учитывать, что компании, которые добрались до перевода сотрудников на удаленный режим работы, уже успели применить другие методы экономии на издержках. То есть можно предположить, что 15% компаний уже на первой стадии кризиса вынуждены идти на меры, дальше которых — только закрытие бизнеса, — подытоживает Тузов.
Не резать, чтобы отрезать
К любого рода сокращению издержек следует подходить взвешенно, и в кризис как никогда уместен принцип Парето («20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата»), считает управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ консалт» Екатерина Косарева.
— Прежде чем резать бюджеты на маркетинг, следует определить каналы, которые приносят больше всего трафика и заявок, а значит, и денег. И работать только с одним-двумя, закрыв временно продвижение в других. Стоит помнить и о том, что стоимость показа, ввиду того что конкуренты отказались от продвижения, скорее всего уменьшится. Следовательно, полностью замораживать маркетинг крайне неосмотрительно, поскольку остановится машина по привлечению клиентов. Таким же образом, если вложения в ИТ подразумевались как инвестиционные, для масштабирования бизнеса — это одно. Но если измененная ИТ-инфраструктура, новое ПО, CRM-система позволят обрабатывать заявки быстрее, лучше обслужить клиента, эти вложения критически важны, поскольку могут стать конкурентным преимуществом.
Сейчас время партнерств и объединений с отечественными же компаниями, говорит эксперт.
— Например, если вы раньше пользовались бесплатными зарубежными сервисами управления проектов, можно перейти на российский аналог: отечественные разработчики охотно идут навстречу, предлагают скидки, а при определенной численности вообще предоставляют бесплатный доступ. Такой подход поможет всем, — комментирует аналитик.
А вот компании, которые увольняют сотрудников, вызывают недоумение, по мнению собеседницы «Известий»:
— Самое ценное, что есть у бизнеса, — человеческий капитал. Многие выращивают специалистов начиная со стажировки. И сейчас избавляются либо от чрезмерно раздутого штата, либо из-за отчаяния руководства, когда остальные варианты не помогли. Такой бизнес или «перебирают» и перезапускают, или закрывают.
Стимул — реакция
Сокращение расходов на маркетинг и ИT — это классический ответ бизнеса на любые макроэкономические шоки, уверен директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.
— В условиях девальвации рубля и потенциального снижения потребительского спроса компании малого и среднего бизнеса резко сокращают всевозможные расходы, чтобы консолидировать ресурсы для изменения бизнеса в новых реалиях.
Однако, замечает эксперт, по истечении нескольких месяцев такие расходы снова увеличиваются.
— В настоящее время можно ожидать ухудшения общих финансовых показателей МСП. Но развитие малого предпринимательства и заключается в том, чтобы уметь очень быстро адаптироваться к новым условиям, — предполагает Кабаков.
По его мнению, поддержка и субсидии МСП помогут сохранить рабочие места и сгладить социально-экономические проблемы в экономике.
Чем меньше, тем жестче
В условиях роста цен на сырье и материалы из-за разрушенных логистических цепочек, ослабления рубля и ажиотажного спроса на ряд товаров бизнесу может быть сложно контролировать прямые производственные затраты даже в условиях снижения объемов реализации, утверждает младший директор корпоративных рейтингов НРА Алла Юрова.
— Поэтому антикризисные меры сейчас в большей степени направлены на снижение условно-постоянных расходов. Так, согласно исследованию НАФИ, самое распространенное направление урезания расходов — ИT, реклама и маркетинг, оптимизация кадровых вопросов.
Эксперт напоминает, что у малых предприятий обычно меньше запаса прочности при экономической турбулентности.
— Поэтому, столкнувшись с недостатком ликвидности, они вынуждены зачастую реагировать быстрее и жестче. На фоне удорожания рыночного финансирования реализация программ по поддержке притока ликвидности в сектор МСП приобретает особое значение, — заключает Юрова.