Распускались: что меняет испытание КНДР межконтинентальной ракеты

При штатном сценарии она могла бы достигнуть Восточного побережья США
Наталия Портякова
Фото: REUTERS/KCNA

КНДР 25 марта подтвердила запуск своей межконтинентальной баллистической ракеты. Этот жест ознаменовал выход страны из моратория на пуски ракет большой дальности и ядерные испытания, которого Пхеньян добровольно придерживался с конца 2017 года, надеясь на нормализацию отношений с США. Ближайшие соседи Северной Кореи и США осудили испытание, а Совбез ООН решил собраться на заседание, чтобы обсудить новые санкции против республики. Но, по мнению опрошенных «Известиями» экспертов, никакого солидарного ответа северокорейцам в условиях нынешней разобщенности членов СБ из-за Украины не будет. И вероятнее, что в дальнейшем КНДР удвоит усилия по развитию своих уже ядерных программ, что толкает весь регион Восточной Азии к гонке вооружений.

Сила есть

«Новое стратегическое оружие КНДР заставит весь мир еще раз четко осознать мощь наших стратегических вооруженных сил». Так, согласно сообщению северокорейского агентства ЦТАК, 25 марта лидер Северной Кореи Ким Чен Ын прокомментировал успешное испытание межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) «Хвасон-17», запуском которой он лично руководил накануне.

По данным ЦТАК, ракета пролетела 1090 км, а максимальная высота полета составила 6248 км, что подтвердили и южнокорейские военные, впервые за долгое время ответившие на испытания неспокойного соседа запуском своих баллистических и крылатых ракет в сторону Японского моря. При этом, по расчетам военных аналитиков, если бы ракета была выпущена под нормальным углом, она могла бы пролететь до 13 тыс. км, достигнув Восточного побережья США.

С начала года это стало уже 12-м ракетным пуском Пхеньяна. За несколько последних месяцев Северная Корея успела испытать предположительно гиперзвуковое оружие, крылатую ракету большой дальности и ракету средней дальности, способную достичь Гуама, крупного военного узла США в Тихом океане.

Лидер Северной Кореи Ким Чен Ын перед запуском межконтинентальной баллистической ракеты, 24 марта 2022 года
Фото: REUTERS/KCNA

Однако в случае с МБР ситуация оказалась кардинально иной — последние несколько лет КНДР придерживалась моратория на пуски ракет такого типа. Хотя при этом явно не останавливала их разработки — впервые испытанная на этой неделе «Хвасон-17» длиной около 25 м была продемонстрирована всему миру на грандиозном военном параде в октябре 2020 года.

— Нынешнее испытание — довольно важный поворотный момент. Фактически это выход из моратория, который северокорейцы соблюдали с конца 2017 года, на запуск баллистических ракет дальностью более 5,5 тыс. м и на ядерные испытания. Это означает, что все договоренности, которые были достигнуты при Трампе, — и так достаточно сомнительные с самого начала — окончательно отброшены и что мы вернулись к ситуации 2016–2017 годов (тогда страна провела очередное ядерное испытание и несколько запусков МБР. — «Известия»), — сказал «Известиям» профессор южнокорейского университета Кукмин в Сеуле Андрей Ланьков.

Запуск северокорейской МБР продемонстрировал гарантированную способность достигать всей континентальной территории США, и, по всей видимости, испытания показали работающую систему наведения, отметил в беседе с «Известиями» директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин.

Ким Чен Ын наблюдает за запуском ракеты, 24 февраля 2022 года
Фото: REUTERS/KCNA

— Это очень серьезное событие, так как это почти вплотную приближает нас к моменту начала развертывания этих ракет в боевых частях КНДР, что создаст ситуацию взаимного ядерного сдерживания между США и Северной Кореей. То есть США должны будут учитывать вероятность нанесения внезапного удара МБР по основной континентальной своей территории. И это потребует реагирования либо сейчас, либо после следующих испытаний, когда появятся признаки развертывания ракет. Скорее всего, это приведет к серьезному витку напряженности вокруг Северной Кореи, — резюмировал эксперт.

Дальше — больше

Еще 24 марта — в день, когда КНДР провела испытания, но не сообщила о них официально, — США, Япония и Республика Корея осудили пуск. А Вашингтон в тот же день заявил еще и о введении новых санкций в отношении пяти юридических и физических лиц из РФ и КНДР за «передачу чувствительных технологий для ракетной программы Северной Кореи». Кроме того, постпред США при ООН Линда Томас-Гринфилд сообщила журналистам, что Штаты запросили открытое заседание Совета Безопасности по северокорейскому запуску. Оно начнется уже 25 марта, когда в Москве будет 10 вечера.

Отметим, что США и ранее неоднократно предлагали наложить на КНДР очередную порцию санкций еще за предыдущие ракетные испытания в этом году. Тем не менее все эти попытки заканчивались фиаско из-за вето России и Китая.

Вот и на этот раз, после запуска МБР Пхеньяном, вызвавшим гневную отповедь и осуждение в Токио и Сеуле, причем на самом высшем уровне, Москва заявила, что военные отслеживают ситуацию с ракетным пуском. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, «важно избегать действий, которые могут усилить напряженность». В схожем ключе отреагировали и в Китае: представитель МИД КНР Ван Вэньбинь лишь выразил надежду, «что все стороны будут учитывать общие интересы мира и стабильности на Корейском полуострове, придерживаться правильного направления диалога и консультаций и совместно продвигать политическое урегулирование проблемы полуострова».

Межконтинентальная баллистическая ракета, запущенная в Северной Корее 24 марта 2022 года
Фото: REUTERS/KCNA

Ждать на таком фоне того, что Совбезу удастся одобрить какие-либо новые рестрикции в отношении КНДР, бессмысленно. Более того, не получится «задеть» очередными санкциями Пхеньян его даже самым ретивым недругам и в одностороннем порядке.

— Никаких инструментов воздействия на Северную Корею заведомо нет. В частности потому, что в рамках своих противоковидных ограничений КНДР сама по себе «села в засаду», движение товаров через границу остается минимальным. Единственные внешние связи, которые сейчас у КНДР есть, — это связи с Китаем, с которым у США также плохие отношения, — пояснил Василий Кашин.

По мнению Андрея Ланькова, с учетом того что внимание США отвлечено кризисом на Украине и что сейчас вероятность каких-то совместных действий в Совбезе ООН практически нулевая, в ближайшем будущем КНДР, скорее всего, будут достаточно активно продвигать свою ядерную программу.

— Их задача — превратиться в страну, которая гарантированно может нанести неприемлемый ущерб любому противнику, в первую очередь США. И это увеличивает шансы на то, что в скором времени в Восточной Азии начнется гонка вооружений, — заметил сеульский эксперт.

Люди смотрят репортаж о запуске ракеты, Сеул, Южная Корея, 24 марта 2022 года
Фото: REUTERS/Yonhap

К слову, военные Южной Кореи уже сообщили о признаках того, что Северная Корея, вероятно, восстанавливает некоторые из туннелей для ядерных испытаний, которые она взорвала незадолго до первой встречи Кима с Трампом в 2018 году. Более того, в Сеуле заговорили о том, уже в ближайшее время северный сосед может возобновить ядерные испытания, чтобы показать свои способности создавать ядерные боеголовки — достаточно маленькие, чтобы поместиться на части их новых систем доставки, включая гиперзвуковую ракету.

Для России такое развитие событий — не самая хорошая новость. Возможное развитие ракетных программ и Японией, и Южной Кореей, даже в случае нацеленности на КНДР, создает риски и для российского Дальнего Востока. Кроме того, любое расползание ядерного оружия и средств доставки (на что потенциально способна Северная Корея) может изменить уникальный статус немногочисленных государств — стран-членов ядерного клуба.