Отгрузка нефти в Новороссийске оказалась под угрозой из-за санкций Запада и шторма

Екатерина Ракитина
Фото: ТАСС/Виталий Тимкив

Отгрузка нефти на морском терминале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Новороссийске оказалась под угрозой после того, как там произошел сильный шторм. В результате повреждения получила инфраструктура порта, а из-за санкций Запада поставка необходимых комплектующих стала невозможной.

20 марта в районе морского терминала КТК был зафиксирован аномальный шторм, более 5 баллов, и 11-балльный ветер. Катаклизм привел к повреждениям инфраструктуры одного из трех выносных причальных устройств — ВПУ-3. Оказались смещены силовой каркас одного из плавучих шлангов и защита. Сотрудники консорциума обнаружили неисправность и временно вывели устройство из эксплуатации для проведения промывки и ремонта. Сейчас другие два ВПУ продолжают работать, однако в КТК не исключают и полную остановку отгрузки нефти.

Генеральный директор КТК Николай Горбань в беседе с «Известиями» подчеркнул, что абсолютным приоритетом компании являются безопасность и экология.

«Если там будут хоть малейшие показания или риски, конечно же, всё оборудование будет остановлено», — сказал Горбань.

Ремонт инфраструктуры, по самым скромным оценкам, может занять не менее трех недель.

«Замена морских шлангов — сложный процесс, это работа водолазов, которые должны перекрыть трубопроводы на глубине 60 м, затем номинируется танкер промывочной водой, швартуется к берегу и проводится промывка всех систем от нефти», — объяснил заместитель регионального менеджера по морским операциям морского терминала КТК Игорь Флоровский.

При этом работы должны проводиться в благоприятных погодных условиях, а прогноз на данный момент неутешительный.

Николай Горбань, в свою очередь, отмечает, что большинство комплектующих, необходимых для ремонта, производится на Западе. Из-за санкций их поставки могут быть прекращены, а значит не будет и нефти для Европы.

«К сожалению то, что касается шлангов или комплектующих устройств, они все иностранного производства, аналогичного у нас в России не существует, это довольно уникальные вещи, они не имеют большого спроса, поэтому понятно, что производством никто не занимался, но будем искать какие-то альтернативы», — отметил гендиректор КТК.

Вместе с тем терминалы КТК в Новороссийске представляют собой главные ворота для выхода казахстанской нефти на рынок Европы и Северной Америки. Мощность магистрали составляет 67 млн т нефти в год. Таким образом, в случае ее остановки, американским и европейским потребителям придется либо искать новых поставщиков, либо Казахстану понадобится переводить свои потоки на маршрут нефтепровода Баку-Тбилиси — Джейхан, что займет много времени.

«Европейцы угрожают ввести санкции против нефти из России, все это вместе создает «идеальный шторм», который может подкинуть цены на нефть выше 120, 130 долларов за баррель, и это риск возникновения дефицита», — прокомментировал ситуацию ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.