Типун на язык: ФАС запретила туркомпаниям публично говорить о росте цен

Это сделано для защиты конкуренции на рынке
Софья Смирнова
Фото: РИА Новости/Владимир Федоренко

На сайте ФАС появилось предостережение в адрес должностных лиц нескольких туристических компаний, предписывающее воздержаться от публичных комментариев относительно роста цен в отрасли. Зачем это было сделано и к чему приведет, разбирались «Известия».

В марте о росте цен по тем или иным причинам сообщают представители разных отраслей, включая и туристическую. Так, представитель туроператора «Мультитур», упомянутого в предостережении ФАС, на выставке MITT-2022 высказала прогноз повышения цен на путевки. Кроме «Мультитура» предостережение касается туроператора «Дельфин» и сети отелей Atelika Hotel Group.

По оценке ФАС, подобные высказывания могут быть интерпретированы как нарушение закона о защите конкуренции. Представители отрасли, узнав о подобных прогнозах, способны искусственно взвинтить цены вверх. А это чревато ажиотажем среди граждан.

По прогнозам ФАС, цены летом действительно могут вырасти, но это может быть связано только с сезонным ростом спроса.

Ведомство призывает неукоснительно выполнять требования антимонопольного законодательства, в противном случае пригрозило расследованием в отношении таких компаний.

Конструктивная критика

Предостережение — превентивная мера государства в лице антимонопольных органов, призванная не допустить нарушений законодательства со стороны компаний или органов власти, которым оно выдано, полагает заместитель директора Института конкурентной политики и регулирования рынков НИУ ВШЭ, руководитель антимонопольной практики КА «Муранов, Черняков и партнеры» Олег Москвитин.

— В текущих условиях ФАС России оперативно выдает такие документы, что позволяет корректировать поведение бизнеса и препятствовать возможному необоснованному росту цен, созданию дефицита и т.п. Использование этого инструментария позволяет избегать тяжелых штрафных мер для бизнеса и длительных расследований и оперативно защищать потребителей.

По мнению аналитика, ФАС предоставила взвешенное пояснение, не исключающее учета объективных оснований для роста цен, если они появятся в дальнейшем.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

— В то же время необоснованный рост цен, отмечается там же, антимонопольные органы будут пресекать в установленном порядке. Это конструктивный и объективный подход, — считает собеседник «Известий».

Текущая ситуация дает российскому бизнесу дополнительные возможности, дополнительных клиентов для развития внутреннего туризма:

— Насколько это скажется на качестве сервиса, покажет время, но основную роль в этом сыграет активность развития конкуренции за туристов внутри страны, — рассуждает Москвитин. — При сокращении возможностей для отдыха россиян за рубежом отечественные туркомпании теряют сильных иностранных конкурентов. А снижение конкуренции почти всегда снижает мотивацию к развитию, в том числе в плане сервиса, снижения цен и т.п.

Как и в случае со многими другими отраслями, нашей стране необходимо активно развивать внутреннюю конкуренцию.

— Это задача федеральных и региональных властей, и ФАС России здесь выступает только одной из инстанций, — подводит итог эксперт.

С адекватностью позиции ФАС согласен и эксперт Николай Новичков, доктор экономических наук, профессор кафедры теории и систем отраслевого управления факультета инженерного менеджмента РАНХиГС:

— Цены на зарубежный отдых вырастут по целому ряду объективных причин, однако оснований для повышения стоимости отдыха внутри России действительно нет.

По оценке специалиста, уже сейчас можно предположить, что по объемам внутреннего туризма предстоящий сезон может стать рекордным.

— Спрос формирует новые предложения на любой вкус и кошелек не только на курортах Краснодарского края и Крыма, но и в других субъектах страны. В регионах уже имеется развитая инфраструктура для принятия туристов: есть хорошие отели, проработанные маршруты и заведения с высоким уровнем сервиса и превосходной кухней, — говорит он.

На меньшее не согласятся

Скорее всего, в российской туриндустрии совсем скоро появится качественный сервис, считает управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.

— Россияне, которые регулярно выезжали за рубеж, уже привыкли к хорошему. В частности, к all inclusive. Это характерно для большой прослойки населения из Москвы и регионов. Таким сервисом пользовались представители многих социальных групп.

По оценке эксперта, в России обозначился тренд на путешествия внутри страны.

— Тут всё зависит от активности местных министерств туризма и бизнеса — и их совместной работы. В качестве образцового примера можно привести Тулу, куда в отпуск и на каникулы устремляется молодежь. Там организуют молодежные пространства, события, приезжают интересные для молодежи люди. В городе буквально за несколько лет от близкого к нулю создали мощную инфраструктуру отдыха: есть где погулять и что посмотреть. Туризм стал весомым источником доходов в местный бюджет. Следовательно, практически любой город страны обладает туристическим потенциалом. Раскрывать — дело дорогое, но благодарное.

Фото: Global Look Press/Maksim Konstantinov

Среди других развивающихся «некурортных» мест отдыха аналитик также выделяет Нижний Новгород и города Золотого кольца России.

Закоснелая отрасль

Российские туры составили 83% всех бронирований в марте. Для дальнейшего роста внутреннего туризма есть препятствия, говорит руководитель департамента инвестиционного анализа и обучения ИК «УНИВЕР Капитал» Андрей Верников.

— Например, малые накопления домохозяйств, дорогие кредиты, новая вспышка COVID-19, которая началась в Китае и может перекинуться на Россию. Действуют ограничения и на полеты самолетов в южных аэропортах.

Огромная проблема отрасли, по мнению эксперта, — это консервативность рынка туризма.

— Большинство граждан, как и во времена СССР, хотят на юг. Но в Сочи и Крыму наблюдается недостаток мест для размещения. Есть резерв для развития южных курортов Краснодарского края, но на строительство новых гостиниц нужно время, — продолжает он.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

Существующая экономическая ситуация и высокие ставки по кредитам не способствуют тому, чтобы предприниматели брали кредиты и строили гостиницы, обозначает острую проблему собеседник издания.

— Поэтому государство должно продумать дополнительные меры поддержки для внутренней туристической индустрии. В перспективе же 3–5 лет можно говорить о позитивном влиянии на развитие туристической отрасли. Даже если в следующем году напряженность в мире спадет, граждане за этот год успеют приобщиться ко многим интересным местам отдыха и в дальнейшем будут более лояльны к внутреннему туризму. Если государство примет меры для дополнительной поддержки отрасли, новые гостиницы и курорты мы увидим через три года. Таков строительный цикл, — заключает Гришунин.

Провальный сезон

Обеспокоенность ФАС понятна, но в условиях высокой инфляции очень сложно, действуя предписаниями, заставить туроператоров снижать цены, утверждает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин.

— В первую очередь из-за того, что растут цены на продукты питания у объектов размещения, а также затраты на сервис. Предписаниями здесь не обойтись, нужна поддержка туристической отрасли от государства, в частности компенсация выпадающих доходов в случае регулирования цен. Но НРА всегда выступает против регулирования цен, так как это искажает ценообразование и ведет к сокращению мест в объектах размещения и ухудшению сервиса.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

По мнению эксперта, из-за ценового шока внутренний туризм в России также снизится.

— Уже сейчас туроператоры жалуются на падение спроса и уменьшение глубины бронирования. Кроме того, многие россияне опасаются транспортных и логистических сбоев и скачкообразного роста цен. У многих будут снижаться располагаемые доходы, поэтому они больше думают о выживании, а не о путешествиях.

По оценке НРА, этот сезон отпусков будет провальным.

— В среднесрочном периоде не стоит ждать ни увеличения количества объектов размещения, ни повышения качества сервиса. Все будут экономить на инвестициях в развитие, сервис и само качество сервиса, — подытоживает Гришунин.