«Мы признаем право правительства РФ на защиту интересов российского народа»

Глава МИД Венесуэлы Феликс Пласенсиа — о переговорах с США, их влиянии на отношения с Москвой и признании ДНР и ЛНР
Эльнар Байназаров
Фото: Global Look Press/MFA Russia

Переговоры Венесуэлы с США ни в коем случае не направлены против России, отношения Каракаса с Москвой — стратегические и союзнические. Об этом в интервью «Известиям» заявил глава МИД боливарианской республики Феликс Пласенсиа. Он подчеркнул, что на встрече с американской делегацией 5 марта стороны обсуждали сугубо нефтедобычу, а также снятие ареста с активов венесуэльской нефтяной компании в США. Политик уточнил, что Каракас планирует наращивать добычу нефти и довести ее до 2 млн баррелей в сутки к концу года — сейчас страна добывает, по словам министра, 1 млн баррелей. В ответ на вопрос, признает ли Каракас ДНР и ЛНР, глава МИД заявил, что Венесуэла признает право РФ «на защиту российского народа».

«У нас фантастические отношения с Россией»

— В интервью El Pais вы сообщили, что 5 марта официальные представители Венесуэлы и США провели встречу «в узком поле двусторонних отношений». Что обсуждалось на этой встрече? Связаны ли эти переговоры с Россией?

— Речь шла сугубо об американском интересе к нашей нефтедобыче. Но сразу скажу: в том, что мы ведем с США разговоры о нефти, нет ничего странного или нового. Венесуэла ведет дела с американскими компаниями уже более 100 лет, наша нефтедобыча разработана на основе их технологий, вся наша промышленность построена на американских разработках. Венесуэльская нефтяная компания в США была незаконно захвачена ими (речь, очевидно, идет об аресте активов фирмы Citgo по иску канадской фирмы Crystallex, а также об аресте $7 млрд активов венесуэльской нефтяной компании PDVSA после санкций США 2019 года. — «Известия»). Так что было бы хорошо, если бы они признали, что захватили ее незаконно. Я надеюсь, что ее вернут нам.

Фото: REUTERS/Jorge Silva

— The New York Times со ссылкой на источники сообщала, что высокопоставленные американские чиновники отправились в Венесуэлу, чтобы уговорить руководство страны дистанцироваться от России на фоне событий на Украине. Так ли это? Как такие переговоры с США могут повлиять на отношения между Каракасом с Москвой?

— Как вообще можно спрашивать о таком? Нисколько эти переговоры на наши отношения не повлияют. Мы преданные союзники России, ваша страна — наш лучший друг, и от имени всего нашего народа я желаю всего наилучшего президенту Путину. Он наш союзник и уважаемый мировой лидер. Я должен подчеркнуть: у нас фантастические отношения с Россией.

— Собирается ли Венесуэла увеличить поставки нефти и газа в ЕС и США на фоне того, что ряд государств заявил о намерении сократить закупки у России?

— Добыча в Венесуэле сильно пострадала от незаконного введения принудительных односторонних санкций правительством США. Наше производство серьезно сократилось, это факт. Мы хотим его нарастить. Уже сейчас, в этом году, мы добываем 1 млн баррелей в сутки и надеемся, что к концу этого года своими силами выйдем на уровень в 2 млн баррелей в сутки. У нас есть право увеличивать нашу добычу, и мы делаем это в рамках наших соглашений ОПЕК+. Напомню, что мы полноправные участники этого формата и соглашения. Туда же входит и Россия.

«Наша дружба крепнет с каждым днем»

— А что касается сотрудничества между Россией и Венесуэлой в военной сфере, как оно развивается сейчас, на фоне происходящего на Украине? Еще 17 февраля президент Мадуро заявил, что Каракас и Москва договорились расширить взаимодействие в военной сфере.

— Наши отношения с Россией очень широкие, они охватывают самые разные сферы, и мы придаем им самое большое значение. Венесуэла и Россия — стратегические союзники. У нас здесь (на полях Анатолийского дипломатического форума 9–12 марта. — «Известия») состоялась важная встреча с главой МИД России Сергеем Лавровым. По итогам этой встречи могу только сказать, что наша дружба крепнет с каждым днем.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько

— Собирается ли Венесуэла признать ДНР и ЛНР по примеру того, как Каракас в 2009 году признал Абхазию и Южную Осетию?

— Скажу так: мы признаем право правительства России на защиту интересов российского народа.

Справка «Известий»

По данным NYT, администрация Джо Байдена начала кампанию по «отделению России от ее оставшихся международных союзников на фоне расширяющегося противостояния из-за Украины». Именно этим, как отмечают источники издания, вызвана первая за многие годы поездка американской делегации на переговоры с правительством Николаса Мадуро.

Вашингтон еще в 2019 году разорвал дипотношения с Венесуэлой и закрыл свое посольство в Каракасе, обвинив Мадуро в фальсификации результатов выборов 2018-го, когда Мадуро набрал 67,8% голосов.

США, Евросоюз, страны группы Лима (14 государств Южной и Латинской Америки) не признали Мадуро законным президентом. В числе стран, признавших легитимность выборов и избрание венесуэльского лидера, — Россия, КНР, Сирия, Египет, Турция и др.

При Дональде Трампе США попытались свергнуть правительство Мадуро, наложив санкции на высокопоставленных чиновников страны, включая и Мадуро. Штаты, а также часть стран ЕС признали законным президентом Венесуэлы лидера оппозиции Хуана Гуайдо.

В январе 2019 года США ввели санкции против венесуэльской государственной нефтегазовой компании PDVSA. Они не позволяют фирме получать оплату за экспорт нефти в Штаты, также заморожено $7 млрд ее активов в США. В Госдепе оценили ожидаемые потери венесуэльской экономики от этих мер в $11 млрд в одном только 2019 году.

Как сообщают источники Reuters, на переговорах 5 марта 2022 года официальные лица США предложили Венесуэле направить часть нефти в Штаты в обмен на ослабление санкций против экспорта. По данным агентства, США могут предоставить разрешение (waiver) на поставки венесуэльской нефти американской компанией Chevron. До 2019 года США импортировали из Венесуэлы до 500 тыс. баррелей в сутки.

Переговоры с Каракасом проходили на фоне решения Байдена от 8 марта запретить импорт российской нефти. Как уточняет сайт Белого дома, в 2021 году США ввозили из России почти 700 тыс. баррелей сырой нефти и нефтепродуктов в сутки. По данным El Pais, это примерно 8% американского нефтяного импорта.

В прошлом году суммарная добыча нефти в Венесуэле составила в среднем 636 тыс. баррелей в сутки, сообщает Reuters. Мадуро по итогам переговоров с США сказал, что PDVSA готова увеличить добычу «до одного, двух, трех миллионов баррелей в день для всего мира».

В ноябре 2017 года шесть руководителей Citgo — компании, ранее аффилированной с PDVSA, в том числе пять граждан США, были арестованы в Каракасе. После переговоров 5 марта 2022 Венесуэла отпустила двоих из пяти. Это первый знак «оттепели» в отношениях между Каракасом и Вашингтоном.