10 марта президент России Владимир Путин провел очередное совещание с правительством по экономическим вопросам. Глава государства констатировал, что в стране в этом году хорошие перспективы на урожай. Министр сельского хозяйства России Дмитрий Патрушев подтвердил, что агропромышленный комплекс работает в штатном режиме. Однако всё это вовсе не повод для самоуспокоения, особенно сейчас, когда весенняя посевная идет в условиях ужесточившихся антироссийских санкций. Именно в этот период особенно остро стоит вопрос закупки инновационных химических средств защиты растений. Генеральный директор холдинга «Щелково Агрохим», академик РАН Салис Каракотов рассказал «Известиям» о готовности уже в этом сельскохозяйственном цикле заместить значительную часть импортных агрохимикатов, других шагах по реализации Доктрины продовольственной безопасности и мерах бизнеса в области социальной ответственности.
— Каковы ваши прогнозы по дальнейшему развитию агропромышленного сектора в текущих условиях? Станут ли губительны для него санкции?
— Убежден, что сельскохозяйственная отрасль продолжит бурный рост, который мы наблюдаем в последние годы. Напомню, что под санкциями Россия находится еще с 2014 года. Аграрии к ограничениям привыкли и уже давно выстроили свою работу с их учетом. Оснований для каких-либо потрясений нет. Хочется особо отметить, что на темпах развития отечественного агропрома санкции никоим образом не сказались. За последние 20 лет наше сельское хозяйство продемонстрировало впечатляющие темпы развития, которые привели к повышению урожайности с 13 до 28 центнеров с гектара. Это совершенно сумасшедшая динамика, которая напрямую связана с интенсификацией защиты растений. Со своей стороны, «Щелково Агрохим» гарантирует сельхозпроизводителям полное обеспечение всем необходимым ассортиментом химических средств защиты растений. У нас накоплен богатейший опыт и производственный, и научных разработок — наш научно-исследовательский центр один из передовых в стране.
— Возможен ли дефицит средств защиты растений внутри страны и что будет в этом году с экспортом?
— Мы ориентированы, прежде всего, на потребности внутреннего рынка. Но и объемы экспорта у нас достаточно большие — в 2021 году из реализованных 34 тыс. т экспорт составил 7 тыс. т. Покупатели — в основном дружественные России страны: Монголия, Турция, Сербия, Марокко, Алжир, бывшие наши советские республики из Средней Азии, а также Азербайджан и Армения. Кроме того, мы налаживаем производство в соседних странах. В Казахстане предприятие уже работает, а в этом году введем в строй большой завод в Самаркандской области Узбекистана. В этой стране с большим населением довольно значительный рынок — с приходом президента Шавката Мирзиеева там начала быстро развиваться именно сельхозотрасль. Не думаю, что нам придется корректировать экспортные планы из-за санкций, но в случае необходимости мы готовы переориентировать производство на внутренний рынок.
— В нынешних реалиях особую остроту для бизнеса приобретают социальные вопросы, связанные, прежде всего, с сохранением рабочих мест. Готова ли отрасль к вызовам времени?
— Сегодня существуют определенные опасения, что в условиях санкций как крупный, так и средний и малый бизнес могут пострадать. Однако я уверен, что наша отрасль сохранит и потенциал, и, конечно же, качество рабочих мест и объемы производства. Что касается нашего предприятия, несмотря на то что оно является старейшим в стране — химической производственной площадке исполнилось 145 лет, — за последнее десятилетие произошли масштабные преобразования. Мы полностью реконструировали и расширили площади, автоматизировали производственные линии. Количество рабочих мест существенно увеличилось — если в самом начале на предприятии трудились 200 человек, то сегодня на профильном производстве работают 1,5 тыс. А с учетом того что «Щелково Агрохим» в последние годы стал еще и крупным товаропроизводителем сельскохозяйственной продукции, количество рабочих мест в нашей группе компаний увеличилось до 2,5 тыс. Поэтому социальному аспекту в деятельности всех наших предприятий мы придаем большое значение.
— Какую долю отечественного рынка химических средств защиты растений занимает продукция «Щелково Агрохим»?
— В физических объемах и в денежном исчислении в 2021 году этот показатель составлял примерно 17%. Из более чем 190 тыс. т химических средств защиты растений, потребленных российскими сельхозпроизводителями, 27 тыс. т — продукция нашего предприятия. В текущем году мы запланировали реализовать на территории Российской Федерации 36 тыс. т, и обеспеченность сырьем у нас уже близка к 100%. Больше половины из запланированного объема мы уже произвели и отгрузили в регионы.
На протяжении последних 20 лет рост потребления химических средств защиты растений в стране в среднем составляет 10–12% ежегодно, что обусловлено интенсивным развитием сельского хозяйства. «Щелково Агрохим» тоже растет, и чаще всего в полтора-два раза быстрее рынка: последние три года мы прирастали на 15–26% в год, а всего с 2015 по 2021 год — в два раза и по физическим, и по финансовым показателям.
— Как вы оцениваете перспективы замещения импорта на рынке?
— Доля продуктов крупнейших мультинациональных компаний, таких как Bayer, Monsanto, BASF, всё еще велика и составляет примерно 40%. Но не надо забывать, что еще 20 лет назад доля российских производителей была 20%, а сейчас уже 60%. Это, конечно же, бурный рост. Если проследить историю урожайности в России за последние семьдесят лет, то можно заключить, что в 1950–2000 годах этот показатель вырос в два раза. С 2000 по 2021 год урожайность тоже удвоилась. То есть самый быстрый скачок произошел именно за последние 20 лет. По отдельным культурам приведу два показательных примера: урожайность кукурузы за последние 15 лет выросла с 35 до 51 центнеров с гектара, а зерновых — с 18 до 28,6 центнера. Здесь мы наблюдаем прямую зависимость между ростом урожайности и тем, что сельхозпредприятия стали более активно использовать химические средства защиты растений.
Также выросло потребление минеральных удобрений. И хотя объемы еще не достигли пиковых показателей советских времен, они продолжают расти. У этого сегмента тоже очень хорошие перспективы. Россия является одним из крупнейших экспортеров минеральных удобрений. Уверен, отечественные предприятия в условиях жестких санкций смогут полностью обеспечить потребности внутреннего рынка.
Что касается перспектив импортозамещения в сфере производства химических средств защиты растений, то сейчас на рынке кроме «Щелково Агрохим» широко представлена продукция другой крупной российской компании — «Август», которая тоже активно и динамично развивается. Недавно премьер-министр Михаил Мишустин призвал ускорить процессы импортозамещения в целях противодействия санкциям. Наша отрасль в этой программе играет значительную роль с 2014 года, когда после присоединения Крыма к России были введены жесткие экономические санкции. Нельзя исключать, что к нынешним ограничениям присоединятся и европейские поставщики средств защиты растений, поэтому мы обязаны думать о том, чтобы заместить возможные недостающие объемы.
— Насколько реально будет заместить выпавшие объемы?
— Мы дополнительно можем произвести еще до 30% — практически в два раза больше озвученных планов. «Щелково Агрохим» закупал сырье и обеспечивал себя с учетом возможных потребностей. Оценивая тенденцию к росту сельского хозяйства в стране, мы в прошлом году прогнозировали, что и в нынешнем развитие продолжится. В то же время нельзя не учитывать фактор удорожания всех видов сырья, используемых для производства средств защиты растений.
— Кто главные поставщики сырья и возможны ли в условиях санкций перебои в поставках импортных комплектующих?
— Половина поставщиков у нас отечественные, половина — иностранные. Большое количество ассортимента — вспомогательные вещества, эмульгаторы, растворители — в большом количестве закупаются у российских химических предприятий. Отдельные виды активных ингредиентов поступают к нам из Китая и Индии.
На объемы закупок санкции не повлияли, но часть контейнеров еще находится в пути. При заходе в европейские порты есть риск, что грузы остановят, например под предлогом досмотра. Могут возникнуть и другие логистические проблемы, если мы и дальше будем завозить сырье по старинному трансатлантическому пути через всё полушарие — из Китая через Индийский океан, потом Гибралтар, Роттердам и оттуда уже в Санкт-Петербург. А хотелось бы активнее задействовать более короткий Северный морской путь — из Китая через Владивосток, оттуда уже железной дорогой. Еще одна альтернатива — железнодорожное сообщение Шанхай–Владивосток–Москва. Нам важно, чтобы были задействованы оба направления, тогда и логистические проблемы отпадают, и время в пути сокращается вдвое.
Еще раз подчеркну, с точки зрения формулы «завезено и движется в пути» мы обеспечены на 100%. Ассортимент наших средств огромный — более 150 наименований, он востребованный, и недостатка в нем нет. Для сельхозпроизводителей ситуация благоприятная, и готовность обеспечивать своими продуктами у нас имеется.