На айфоне событий: спрос на электронику и бытовую технику вырос в 3–5 раз

Как покупатели отреагировали на геополитические вызовы
Валерий Кодачигов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Спрос на бытовую технику и электронику в розничных сетях в сравнении с прошлой неделей подскочил в 3–5 раз. Такими подсчетами поделились с «Известиями» в Mobile Research Group. Об увеличении продаж также сообщили представители DNS, «М.Видео–Эльдорадо», Ozon и «Связного». На ажиотаж наложились не только геополитические проблемы, но и гендерные праздники. Спрос растет, несмотря на скачок цен на 15–30%. Но ажиотаж будет недолгим, считают эксперты. Обеспокоенные анонсированными США санкциями пользователи начали активно покупать технику еще в январе, но желающих запасаться ею в инвестиционных целях становится всё меньше, отметили специалисты.

Технологический запас

В «Связном» с 23 по 25 февраля зафиксировали прирост продаж относительно периода с 16 по 18 февраля на 17% в штуках и на 53% в деньгах, отметил старший вице-президент по коммерческой и операционной деятельности ритейлера Алексей Вуколов. Максимальный прирост с 23 по 25 февраля к предыдущей неделе продемонстрировали портативные колонки (+85%), ноутбуки (+77%), планшеты (+32%), смартфоны (+30%), умные часы и браслеты (+29%), рассказал топ-менеджер. Повышение спроса на технику в период изменения экономической среды — стабильная практика, добавил он.

Деятельность ритейлера DNS с обострением геополитической ситуации превратилась в распределение дефицита, сообщил в пятницу в своем аккаунте на Facebook гендиректор сети Дмитрий Алексеев. Спрос вырос почти вдвое, появились сбои в работе сайта, перечислил он.

В торговых сетях спрос на ряд категорий бытовой техники и электроники вырос в 3–5 раз, утверждает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Люди опасаются потерять накопления в сложившейся ситуации, покупают всё за «живые» деньги, без кредитов и рассрочек, рассказал эксперт. По его словам, ажиотажный спрос на бытовую технику и электронику несколько утих к началу февраля, но в последние дни прошлой недели вновь усилился из-за обострившейся мировой геополитической ситуации.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Спрос на бытовую технику растет сильнее, чем на электронику, отметил сотрудник одного из ритейлеров. Впрочем, его ощущают не все продавцы технологических товаров.

— Мы видим возросший спрос на некоторые позиции в электронике — такие всплески периодически наблюдаются в связи с ростом курса доллара. Также популярностью пользуются продукты питания длительного хранения, — сказал представитель Ozon.

Впрочем, о потребительской панике говорить не стоит, отметил он. По его словам, у Ozon есть запасы популярных товаров, маркетплейс прорабатывает план дальнейших поставок совместно с партнерами.

В «М.Видео–Эльдорадо» отметили растущий спрос — как традиционный в преддверии праздников, так и обусловленный волатильностью рубля. Техника для многих семей традиционно является одним из инвестиционных форматов покупок, сказал представитель компании. По его словам, популярны как техника для дома, например телевизоры, стиральные машины, так и цифровой ассортимент — смартфоны, ноутбуки и прочее. Доля кредитных продаж почти не изменилась, в подавляющем большинстве случаев это рассрочка, которая не предполагает роста стоимости покупки, отметил представитель объединенного ритейлера.

При этом цены на товары уже подскочили на 15–30% из-за переоценки курса доллара в ряде торговых сетей, рассказал «Известиям» в конце прошлой недели Эльдар Муртазин. Так, в DNS они выросли почти на треть.

— Сейчас рост составил до 30%. И мы не можем утверждать, что его не будет в дальнейшем. Мы оказались в новом мире, где помимо роста курса введены технологические санкции, и пока непонятно, как будут происходить поставки большого перечня товаров, — написал в Facebook Дмитрий Алексеев.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Уже сейчас часть поставщиков объявила об ограничениях отгрузки и пересмотре цен, сказал «Известиям» на прошлой неделе источник, близкий к одному из ритейлеров. По его прогнозам, можно ожидать их роста на 10–30%.

26 февраля цены на iPhone в салонах «Вымпелкома» (бренд «Билайн») поднялись на 10–20 тыс. рублей, выяснили «Известия». Сотрудник одного из офисов продаж компании рассказал, что подорожали и смартфоны Samsung. На вопрос о том, с чем связано повышение цен, собеседник «Известий» отметил, что так распорядилось руководство, хотя покупателям предлагаются гаджеты из ранее закупленной партии.

— Мы выставляем цены на устройства и аксессуары исходя из цены закупки, текущего спроса, остатка товаров на складах, также ориентируемся на конкурентную среду, — сообщил представитель «Вымпелкома». — Каждый день цены на одни товары могут повышаться, на другие — понижаться. Так, цены на iPhone 12, 12 mini, 13 и 13 mini в последние дни не менялись, и в настоящее время они ниже, чем в январе.

О подорожании смартфонов Apple и Honor также заявили и в салоне связи «Мегафона». «Известия» направили запросы в пресс-службу этого оператора, а также в МТС.

Инвестиции в панику

По данным «Яндекс.Маркета», с января по февраль 2022 года iPhone 13 Pro Max c 256 Гб памяти в среднем подорожал на 14,6 тыс. рублей, до более чем 140 тыс. Цена ноутбука HP 640 G8 3S8N6EA выросла на 17%, до более чем 101 тыс. А стоимость стиральной машины с сушкой LG F1296CDS0 взлетела на 40%, до более чем 41,8 тыс.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Эксперты и участники рынка ранее рассказывали «Известиям», что к возможным санкциям США и повышению курсов валют покупатели начали готовиться заранее. За январь спрос на смартфоны в России резко вырос — люди скупали гаджеты из-за опасений роста цен и дефицита товара. На Ozon и «AliExpress Россия» продажи в штуках год к году увеличились на 50–60%, сообщали их представители.

Также в конце января у многих ритейлеров в разы вырос спрос на бытовую технику. Например, на «AliExpress Россия» по сравнению с январем 2021 года продажи крупной бытовой техники в штуках выросли в 3,4 раза, сказал представитель маркетплейса. По его словам, внутри этой категории сильнее всего увеличилась реализация стиральных машин — в пять раз.

Эксперты, опрошенные «Известиями», сходятся во мнении, что покупка электроники и бытовой техники в инвестиционных целях бессмысленна.

— Продать такую технику дороже или даже по цене покупки на вторичном рынке будет практически нереально. Закупаться впрок тоже не имеет смысла: пролежавшее на полке устройство со временем просто устареет, — предупредил Эльдар Муртазин.

Очевидно, ажиотажный спрос продлится недолго — часть покупателей, наученных опытом скачков курсов валют, уже запаслись девайсами, которые считали нужными, отметил гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. При этом покупать технику, которая уже подорожала, нет смысла, сказал он.

— Ажиотаж вряд ли продлится долго — российские покупатели стали более просвещенными, а опыт ажиотажных закупок техники впрок наглядно показывает, что сохранению накоплений такие вложения никак не способствуют, — отметил эксперт.

По словам Дениса Кускова, сейчас очевидно желание розницы заработать на панических настроениях. Зачастую ритейлеры поднимают цены на товары, закупленные еще до скачка курсов валют, — они объясняют это тем, что им нужны средства на закупку новых, уже подорожавших товаров, но покупателям от этого не легче, заключил эксперт.