Ушли банковать: как кредитная система России будет жить под санкциями

Запас прочности достаточно велик, чтобы амортизировать ущерб, уверены эксперты
Дмитрий Мигунов
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

24 февраля США ввели жесткие санкции против российских кредитных учреждений. К примеру, Сбербанку запрещено проводить какие-либо операции с долларами, а все активы ВТБ в США и Великобритании и вовсе были заморожены. Даже банки, которые напрямую санкции не затрагивают, должны испытать определенные проблемы. Российские эксперты, впрочем, считают, что кредитные организации накопили определенный запас прочности, чтобы смягчить силу удара. Да и ЦБ имеет достаточно большой выбор инструментов, чтобы прийти на помощь. Подробности — в материале «Известий».

Самые серьезные меры приняты в отношении четырех крупных банков: ВТБ, «Открытие», Новикомбанк и Совкомбанк. Они попали в SDN-лист, что означает немедленное прекращение долларовых операций и контактов с американскими контрагентами. Более того, активы банков будут заморожены. Чуть лучше ситуация у Сбербанка и его многочисленных «дочек». Счета банка должны быть закрыты в США в течение месяца, до 26 марта. Любые операции в долларах с ними могут проходить только при специальном разрешении американских властей.

Кроме того, некоторые банки подпали под более общие ограничения, предусматривающие запрет на сделки с их акциями и облигациями. Всего под те или иные ограничительные меры попали девять крупных российских кредитных организаций. Отметим, что для некоторых банков (например, Новикомбанка) ограничения были введены просто из-за того, что они в России считаются системообразующими.

ЦБ уже отреагировал, повысив лимиты на аукционах РЕПО, тем самым облегчив банкам доступ к ликвидности. 25 февраля лимиты вновь были увеличены — с 2 до 3 трлн рублей. На аукционе 24 февраля банки выбрали 874 млрд рублей. Кроме того, Банк России укрепляет капитал кредитных организаций, смягчив целый ряд требований. Банкам также рекомендовано сократить выплаты дивидендов и бонусов руководству.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

В целом оценить последствия введенных ограничений нелегко, считает эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов. По его словам, в своих комментариях даже сами банки очень сдержанно оценивают ситуацию, поскольку необходимо время, чтобы оценить все издержки.

— Ключевым для восстановления может быть вопрос о том, как изменится дивидендная политика на горизонте 2022 года. Вероятность отказа от дивидендов ВТБ высокая. Сбербанк может осуществить выплаты, но фактический размер может оказаться меньше или платеж будет разбит на несколько траншей.

Собеседник «Известий» добавил, что после публикации санкций ярко выраженной негативной реакции в российских акциях не наблюдалось.

— На фоне вчерашней волатильности такая картина объяснима, ведь котировки уже в значительно степени учитывали риски новых ограничений. Тем не менее акции Сбербанка и ВТБ могут оставаться под давлением, пока инвесторы переоценивают перспективы компаний с учетом новых вводных.

По словам аналитика ФГ «Финам» Игоря Додонова, за последние годы российские банки накопили существенный запас прочности и сейчас выглядят гораздо сильнее, чем в ходе кризиса 2014 года.

— В частности, запас капитала в секторе составляет 6,1 трлн рублей. Кроме того, регулятор уже пообещал, что окажет всю необходимую поддержку подпавшим под санкции банкам, и у него, на наш взгляд, достаточно ресурсов, чтобы удержать ситуацию под контролем.

Непросто придется тем, у кого есть подразделения, филиалы и дочерние структуры за рубежом.

Фото: РИА Новости/Александр Кряжев

— Из подсанкционных банков наибольшее представительство за рубежом имеет «Сбер», который подпал под относительно мягкие санкции. Тем не менее запрет фининститутам США и их зарубежным подразделениям открывать или вести корреспондентские или транзитные счета со «Сбером», вероятно, окажет определенное негативное влияние на деятельность зарубежных «дочек» последнего, — отметил Додонов.

— В целом банковская система находится в стабильном состоянии, — заметил главный экономист информационно-аналитического центра TeleTrade Марк Гойхман. — Предыдущие месяцы восстановительной динамики в экономике, большой приход денег в страну от высоких цен и объемов экспорта, увеличение объема кредитования и взлет фондовых индексов — всё это создало высокую прибыльность и резервы сектора. Международные резервы составляют $643,2 млрд на 18 февраля 2022 года, что на 9,4% больше, чем год назад. Немалые и вполне достаточные резервы есть и непосредственно у регулятора и банков. Во время пиковых нагрузок во время панического падения рынков 24 февраля ЦБ спокойно заявил о том, что готов предоставить банкам любую необходимую ликвидность в рублях и валюте.

Тем не менее банки, которые находятся под санкциями, будут нести большие потери в сравнении с остальными, по крайней мере, в цене акций, уверен Галактионов. А о полноценном возвращении к прежним уровням котировок речь точно не идет. По словам Додонова, для банков, которых санкции не затронули, изменений особых не просматривается.

— Хотя не исключено, что какие-то кредиторы, прежде всего небольшие, столкнутся с желанием клиентов забрать деньги с вкладов или текущих счетов.

Более того, считает Гойхман, те, кто не попали в санкционные списки, могут в определенной степени получить преимущество.

Фото: РИА Новости/Евгений Одиноков

— Дело в том, что санкционные ограничения создают немалые сложности не только самим банкам, но зачастую и многим их клиентам. Причем и существующим, и потенциальным. Такие компании и люди могут предпочесть другие банки, где нет сложностей. В значительной степени это относится к «дочкам» иностранных банков. Они находятся в меньшей опасности в случае, если санкции станут в дальнейшем расширяться по банковской системе.

Один из наиболее интересных вопросов — что будет происходить со ставками по вкладам и кредитам. В перспективе ближайших месяцев вполне вероятно дальнейшее усиление инфляции и ужесточение кредитно-денежной политики Центробанка.

— Снижение курса рубля, дополнительные расходы бюджета и сокращение его заимствований в ОФЗ из-за санкций, усиление рисков и инфляционных ожиданий, объявленное рядом иностранных производителей и диктуемое санкциями ограничение импорта — всё это драйверы усиления инфляции. С большой вероятностью она может подняться до 10–12%. Для борьбы с ней и обесцениванием рубля ЦБ РФ будет и далее повышать ключевую ставку. С нынешней 9,5% она может подняться до 11–12%. В таких условиях неизбежно станут повышаться ставки по банковским кредитам для бизнеса и населения, примерно на величины, адекватные изменению ключевой ставки, — констатировал Марк Гойхман.

При этом проценты по вкладам и депозитам могут увеличиваться меньше, чем по кредитам. Это связано с тем, что ЦБ с его огромной ликвидностью может предложить системе средства более дешевые, чем рыночные проценты по заимствованиям в депозиты.