На фоне падения котировок на российском фондовом рынке в экспертном сообществе начали звучать опасения, что ведущие мировые рейтинговые агентства снизят оценки, ранее выставленные России, а затем страна и вовсе выпадет из списка государств «инвестиционного» уровня. «Известия» выяснили, насколько вероятна реализация такого сценария, и узнали, чем это грозит российской экономике на практике.
Упал, отряхнулся и пошел дальше
Предположение, что так называемая «большая тройка» агентств (Moody’s, S&P и Fitch) снизит российский рейтинг в соответствии со своими критериями, в частности, высказали авторы профильного макроэкономического Telegram-канала MMI:
— Мы не исключаем, что в течение 1-2 месяцев рейтинги РФ будут снижены всеми тремя агентствами; в течение 12-18 месяцев РФ может выпасть из группы стран с инвестиционным рейтингом.
Вместе с тем авторы канала добавляют, что драматизировать перспективы финансовых рынков не стоит, так как нынешнее качество экономической макроконструкции в России на порядок выше, чем семь лет назад.
Сейчас в рейтингах S&P и Moody’s Россия находится на самых низких строчках «инвестиционного» качества — BBB- и Baa3 соответственно. Ниже — только «спекулятивный» класс, из которого Россия в прошлый раз выбиралась несколько лет.
— Мы видели снижение кредитных рейтингов РФ в 2014 году, после этого рейтинги восстановились до инвестиционных уровней за четыре года, — вспоминает в беседе с «Известиями» управляющий директор ИК «Иволга Капитал» Дмитрий Александров.
По словам эксперта, вполне возможно повторение ситуации на фоне геополитических проблем. Причем если удастся добиться стабилизации обстановки и предотвратить дальнейшую эскалацию конфликта, снижения более чем на одну ступень не случится. В противном случае Россию может ждать попадание в диапазон, близкий к эмитентам с качеством BB — к этой категории относятся страны, которые в целом не испытывают больших сложностей с обслуживанием своих долгов, но остаются чувствительными к переменам в финансовой, экономической и деловой сферах.
Снижение рейтинга до такого уровня, добавляет Александров, скорее всего, вызовет сложности с привлечением долгового финансирования у корпоративных заемщиков.
— Рейтинги для них ограничены суверенным рейтингом России, и мы можем увидеть переоценки доходностей облигаций крупнейших компаний. Но я не считаю, что эффект будет критическим: в последние годы большинство эмитентов переключилось на заимствования на внутреннем рынке, и здесь возможное снижение международных рейтингов не сыграет столь критической роли. В общем, Россия перешла на внутреннее фондирование, — объясняет Александров.
Деньги есть, к санкциям привыкли
Как объясняет директор инвестиционной компании PWeM Яна Конюхова, понижение рейтингов России со стороны агентств возможно, но об этом стоит говорить, держа в уме макроэкономические показатели. Сейчас Россия имеет сравнительно низкую долю долга от ВВП, экспорт превышает импорт, бюджет — профицитный, выполняется бюджетное правило, имеется денежный запас не только в виде золотовалютных резервов Банка России, но и в виде ФНБ.
— Снижение рейтинга в текущей ситуации не оправдано. Иной вопрос — это санкции и их влияние на экономику России, — говорит Конюхова. — Именно санкции, их конкретика и размер будут определять влияние на решение рейтинговых агентств.
В этом отношении Дмитрий Александров добавляет, что важное отличие сегодняшних событий в том, что к 2022 году Россия научилась жить в условиях санкций, тогда как в 2014-м все было в новинку.
— Сегодня у РФ практически нет внешнего долга и огромные резервы, в финансовом плане Россия является весьма надежным заемщиком. Поэтому я бы все же не ждал повторения тех же понижений, — соглашается эксперт.
Аналогичное мнение в беседе с «Известиями» привел и пожелавший сохранить анонимность собеседник, проработавший более 10 лет в одном из упомянутых рейтинговых агентств, в том числе — с «суверенной» методологией, в соответствии с которой и принимаются решения об изменении рейтингов.
— Сейчас у России очень низкий внешний долг, который она легко обслуживает, тем более, что денег много от дорогой нефти. То есть угрозы дефолта сейчас нет однозначно. Кредитоспособность нисколько не снизилась, поэтому снижение рейтинга маловероятно, — говорит источник «Известий».
В то же время, по его словам, высокие политические риски «большая тройка» может счесть угрозой — поэтому нельзя исключить постановки прогноза на пересмотр. Однако новые заимствования на внешнем рынке сейчас России, по сути, не нужны. Так что снижение рейтинга или прогноза по его движению ни к каким особым последствиям на данный момент не привели бы.
Начальник управления инвестиционных стратегий «БКС Мир инвестиций» Максим Шеин в беседе с «Известиями» и вовсе сказал, что сейчас оценки мировых рейтинговых агентств не имеют значения, так как рынки реагируют гораздо быстрее и зачастую оценивают кредитные рейтинги не так, как это делают агентства.
— Это всегда видно по доходности облигаций. Все знают, что платежеспособность России намного выше, чем США или ЕС, и для понимания этого рейтинговые агентства не нужны. С формальной точки зрения, действительно есть риск непогашения обязательств. Но только в условиях, если от России перестанут принимать в оплату валюту. Тогда платежи просто невозможно будет провести вовремя, — подытожил Шеин.