Власти намерены более жестко контролировать утилизацию упаковки и товаров. Для этого Российский экологический оператор (РЭО) предложил использовать датчики энергопотребления на заводах. Их данные покажут, с какой мощностью работало оборудование в течение дня. А значит, экологический оператор сможет рассчитать, какой объем мусора переработал завод в сутки. РЭО направил эту инициативу в правительство. «Известия» ознакомились с копией документа, его подлинность подтвердили в организации. Предложенный подход, вероятно, позволит решить проблему липовой утилизации отходов от использованных товаров. Реестр предприятий, на которых можно использовать датчики, должен быть готов к 1 июля.
Отследят переработку
Российский экологический оператор предложил усовершенствовать систему контроля за заводами-утилизаторами — отслеживать фактическую переработку упаковки и товаров. Для этого следует сформировать реестр предприятий, данные которых будут попадать в государственную систему учета отходов от использования товаров. Далее на этих заводах можно установить электронные датчики: они зафиксируют, какой объем энергии потребляет оборудование в течение дня. Об этом сказано в предложениях оператора, их направили в аппарат правительства. «Известия» ознакомились с копией документа. В РЭО подтвердили его подлинность.
— У каждого аппарата есть своя мощность работы при переработке упаковки или товаров, она требует определенных энергетических ресурсов, — пояснил «Известиям» глава экологического оператора Денис Буцаев. — То есть если оборудование будет утилизировать поступившие на завод отходы, то потребление энергии будет одним, если же аппараты будут работать вхолостую, то оно сократится. Фактура о потреблении энергии позволит понять, сколько мусора переработал завод на самом деле.
Аналогичные решения внедрены и успешно зарекомендовали себя на некоторых предприятиях в России и СНГ, добавил он. По словам эксперта, помимо контроля энергопотребления, можно рассмотреть и другие варианты. Например, использовать онлайн-камеры и тепловизоры, с их помощью можно собирать данные о работе линий, персонала. Реестр утилизаторов должен быть готов к 1 июля, ранее вице-премьер Виктория Абрамченко поручила РЭО сформировать список. Оператор уже внес в него 600 компаний, но это лишь часть от общего числа заводов.
Сейчас данные об утилизации упаковки и товаров компании представляют на бумаге, их никто не верифицирует, отметили в РЭО. Иногда данные производителей вызывают сомнения у регуляторов. Так, например, в декабре 2021 года по решению суда компанию Samsung оштрафовали почти на 90 млн рублей за фейковую утилизацию, иск подавал Росприроднадзор. Производитель представил регулятору недостоверный акт о переработке упаковки, при этом компания использовала фиктивного утилизатора, указали в РЭО. «Известия» направили запрос в Росприроднадзор.
Помимо Samsung, известен и другой случай нарушения: при внеплановой проверке Дмитровского завода РТИ регулятор обнаружил, что предприятие списало треть отходов. «Потерянные» товары могут оказываться на свалке, вместо того чтобы стать вторсырьем, заметили в РЭО.
Проблема липовой утилизации актуальна для рынка, подчеркнул представитель экологического оператора. Например, сейчас невозможно проконтролировать объемы обработки утилизации, регуляторы не понимают, что с ними произошло. Причем решить эту проблему с помощью проверок невозможно — их количество регламентировано.
Против липовой утилизации
Вице-премьер Виктория Абрамченко поручила ведомствам подготовить механизмы эффективного контроля за утилизацией, сказали «Известиям» в ее аппарате. Одно из возможных решений — через цифровизацию. В секретариате чиновницы напомнили, что вице-премьер неоднократно указывала на правовые пробелы и серые зоны, которые фактически позволяют уходить от обязательств по утилизации товаров. Задача — полностью ликвидировать практику заключения липовых договоров на утилизацию товаров и упаковки, сказали в секретариате Виктории Абрамченко.
Такая проблема действительно существует, сказал «Известиям» президент ассоциации переработчиков пластмасс «РосВторПласт» Константин Рзаев. Ответственность за это лежит как на лжепереработчиках, так и на производителях, которые могут гнаться за дешевыми актами о переработке и поэтому не проверять инфраструктуру утилизаторов.
— Установка датчиков энергопотребления может частично решить эту проблему, но результаты могут не дать объективной картины, — сказал он. — Например, завод может сдавать часть помещений в аренду, тогда показатели счетчиков энергопотребления не дадут РЭО представления о переработке отходов.
Для достижения максимальной объективности нужен комплексный аудит предприятия, который предполагает оценку штатного расписания, движения отходов, например, на уровне первичных документов — транспортных накладных и других показателей.
У большинства компаний нет отдельно выделенных цехов, а у многих переработчиков на одном счетчике «висят» производственная линия, административный офис и бытовки рабочих, рассказала «Известиям» исполнительный директор ассоциации «Промышленность за экологию» («РусПЭК») Любовь Меланевская. Поэтому пока неясно, как можно учитывать энергию, которую потребили непосредственно на переработку упаковки.
Липовая утилизация существует, ассоциации бизнеса с ней справляются при помощи проверки документов, добавила эксперт. У фейковых утилизаторов недостоверный бухучет, нет документации об оборудовании, либо они не могут предоставить отчеты по движению отходов и вторсырья, уточнила она.