Линия коронавируса BA.2, получившая название «стелс-Омикрон», приобрела новую мутацию, она активно распространяется в Дании. Изменение произошло в белке, отвечающем за перемещение вируса внутри человеческой клетки, а это может повышать и скорость его передачи от человека к человеку, рассказали ученые. На само течение болезни это не влияет, однако за любой мутацией ВА.2 важно следить, так как он лучше других подвидов «Омикрона» заражает как переболевших, так и вакцинированных. Может ли появление новой мутации существенно повлиять на течение пандемии — в материале «Известий».
Вирусные перевозки
В Дании активно распространяется новый подвариант «Омикрона» BA.2, следует из отчета, опубликованного местными учеными. Его особенность — наличие новой мутации (H78Y) в белке ORF3a. Это белок, вызывающий воспалительные реакции в клетках. Ученые полагают, что его изменения могут еще больше ускорить передачу вируса от человека к человеку. Сейчас на новый вариант BA.2 приходится около 24% всех случаев заражения в Дании. Вариант BA.2 называют «стелс-Омикрон», так как он считается неуловимым для ряда ПЦР-тестов.
Известно, что белок ORF3a задействован в перемещении вируса внутрь и изнутри клетки, рассказал «Известиям» научный сотрудник кафедры иммунохимии Уральского федерального университета Михаил Болков.
— Он влияет на аутофагию в клетке (способность разбирать белки обратно до аминокислот. — «Известия»). Есть такие пузырьки, химические цистерны, в которых разрушаются ненужные белки. А вирусы обманывают ферменты в этих пузырьках и используют их как контейнеры для перемещения внутри клетки, — сказал он.
Эволюция ведет к тому, что лучше распространяются те версии вирусов, в которых белки ORF3a лучше контактировали со своей целью, пояснил ученый. Получается, что мутации в ORF3a усилили функцию этого белка, он стал лучше обманывать клетку, пользуясь ее системой для аутофагии в собственных интересах.
Фактор живучести
Отчет датских ученых подтверждают и другие научные статьи. Так, еще в прошлом году ученые из Индии провели анализ ORF3a и показали, что некоторые мутации в этом белке ведут к его лучшей «живучести» — стабильности и активности. А аналогичные наблюдения за мутацией H78Y в Австралии и Бангладеш показали, что она может быть фактором, способствующим вирулентности.
Действительно, этот белок отвечает за выход вируса из клетки и его распространение. А мутации, повышающие эффективность этого белка, могут повышать скорость распространения вируса, рассказал «Известиям» научный сотрудник Института биохимической физики РАН Александр Кудрявцев. Однако ключевой фактор в более быстром распространении «Омикрона» всё же другой.
— «Омикрон» очень опасен тем, что он имеет очень много мутаций в области RBD (рецептор-связывающий домен, отвечающий за связывание вируса с клеткой. — «Известия») и это позволяет ему ускользать от антител на предыдущие штаммы, в том числе от антител на вакцины, где используется антиген из других штаммов («Альфа», «Бета», «Дельта» и др.). К тому же скорость появления новых мутаций в области RBD у «Омикрона» выше, чем у предыдущих штаммов, — это его основная опасность, — отметил Кудрявцев.
Новая мутация если и будет повышать скорость распространения «стелс-Омикрона», то не так значительно, уверены специалисты. Если говорить об ORF3a, то функциональное значение этого вирусного гена до конца не раскрыто, рассказал «Известиям» ученый-генетик Дмитрий Прусс.
— Но интересных мутаций в нем за два с лишним года пандемии не возникало. Мутация, распространяющаяся в Дании, еле-еле обгоняет родительский штамм BA.2, и это может быть связано со случайностью, а не с биологической приспособленностью, — отметил он.
Поэтому паниковать из-за мутировавшего «стелс-Омикрона» преждевременно. Более того, новая мутация не повлияет на течение болезни — она будет проходить так же, как и при заражении обычным «Омикроном», считает Дмитрий Прусс.
Бесконечные мутации
Сублинии не являются неожиданными с точки зрения вирусной эволюции. Вирусы, особенно РНК-содержащие, к которым и относится SARS-CoV-2, постоянно мутируют, и дальнейшие изменения в геноме будут происходить всё время, рассказал «Известиям» руководитель научной группы разработки новых методов диагностики на основе технологий секвенирования ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Камиль Хафизов.
Так, более двухсот сублиний были каталогизированы у варианта «Дельта», прежде чем он был практически вытеснен штаммом «Омикрон» в конце 2021 года – начале 2022 года. В связи с высокой трансмиссивностью (заразностью) «Омикрона» в мире инфицируется огромное число людей, и у этой версии вируса есть все возможности активно меняться. Кроме того, новый штамм часто приводит к повторным заражениям, а иногда инфицирует и вакцинированных, особенно тех, кто сделал прививку давно. Это также сказывается на эволюции вируса.
В мире первый образец BA.2 был обнаружен 17 ноября 2021 года в ЮАР. На данный момент этот подвариант официально обнаружен примерно в 60 странах мира.
— При этом новое исследование датских ученых показало, что подвариант «Омикрона» BA.2 не только более заразен, чем исходный штамм BA.1, но и может лучше заражать вакцинированных, — рассказал Хафизов. — Впрочем, последнее, возможно, не свойство самой сублинии, но — общее штамма «Омикрон», что вкупе с повышенной трансмиссивностью и дало такой неприятный результат.
Датское исследование также показало, что общий уровень «вторичной атаки» составляет 39% в домохозяйствах, инфицированных BA.2, по сравнению с 29% в домохозяйствах, инфицированных BA.1.
Что же касается мутации H78Y, то за ней необходимо продолжать наблюдение. Ученые подчеркивают, что у «стелс-Омикрона», как и у других подлиний, будут появляться всё новые и новые мутации. И говорить о том, что они полезны для самого вируса, можно тогда, когда событий распространения варианта с данными изменениями больше, чем одно, как и произошло в Дании.