Поиграв в «Кальмара»: о чем говорит триумф шоу «Мы все мертвы»

Новый корейский сериал возглавил недельный топ Netflix и вдвое обошел по просмотрам главный хит прошлого года
Сергей Сычев, Дарья Ефремова
Фото: Netflix

Мировые киноСМИ вновь вышли с заголовками о небывалом успехе корейского контента. На Netflix зомби-апокалипсис «Мы все мертвы» о средней школе, которую атакуют полчища зомби, возглавил статистику просмотров по всем проектам сервиса за прошедшую неделю. Говорить о повторении успеха «Игры в кальмара» пока рано, хотя оттуда в хоррор «перешла» актриса Ли Ю-ми, но «Известия» решили проанализировать успех корейского контента и разобраться, почему он имеет непосредственное отношение к России.

Самосбывающееся пророчество

Netflix отчитался о том, что топ сериалов на прошлой неделе возглавил корейский зомби-апокалипсис «Мы все мертвы», он набрал 125 млн просмотров. Возможно, это маркетинговый ход, учитывая непрозрачность статистики Netflix, но Южная Корея сегодня определенно в топе зрительского интереса. 125 млн даже по меркам нетфликсовского контента — это много. Для сравнения, «Игра в кальмара» в свою первую неделю набрала только 63 млн, и это было первое место среди неанглоязычных проектов стриминга на тот период. Правда, уже в следующую неделю «Кальмар» посмотрели почти полмиллиарда раз, но это уже феномен. Первая неделя корейского сериала «Зов ада», сменившего «Кальмара» среди лидеров, принесла 43 млн просмотров.

В последние полгода динамика просмотров на Netflix свидетельствует об очевидном факте: аудитория онлайн-платформы выбирает неанглоязычные шоу. Скажем, на старте второй сезон «Ведьмака» — одного из самых дорогих и важных проектов Netflix — собрал 142 млн просмотров, это не сильно больше корейского сериала, которого, стоит сказать, никто особенно не ждал.

Кадр из сериала «Игра в кальмара»
Фото: Netflix

Если посмотреть показатели по просмотрам за всё время, то видно, что кроме «Игры в кальмара» с 1,65 млрд просмотров среди неанглоязычных лидеров — «Бумажный дом», последние три сезона которого собрали в общей сложности около 1,4 млрд, и новый суперхит стриминга «Кофе с ароматом женщины» из Колумбии. Он вышел месяц назад и сейчас на пятом месте по просмотрам неанглоязычных сериалов за всё время — 327 млн. А вот у англоязычных проектов на первом месте «Бриджертоны», которые собрали примерно столько, сколько последний сезон «Бумажного дома», несмотря на то что Netflix заставил весь мир говорить о них. «Ведьмак», «Очень странные дела» — всё это супершоу с огромными бюджетами и раскруткой гораздо выше, чем у сериалов на других языках, и всё же они с трудом осиливают планку в 400–500 млн за всё время, это уже считается большим рекордом.

— Статистика не настолько релевантна, как кажется, она считается по очень многим параметрам, а выложить тайтл в топ — значит привлечь дополнительное внимание аудитории, — отметил в беседе с «Известиями» кинокритик Василий Корецкий. — Это как самосбывающееся пророчество. Чем выше вынесли, тем больше смотрят.

Спасибо, «Паразиты»

Непрозрачность статистики Netflix уже давно стала общим местом, и есть вероятность того, что цифры накручиваются для рекламного эффекта. Правда, в этой позиции есть и свои минусы. Например, ни у «Игры в кальмара», ни у «Мы все мертвы» нет русской озвучки, как у всех магистральных проектов Netflix. Это значит, что заранее ставка на победу корейского контента стримингом не делалась, ведь большинство зрителей предпочитает дубляж.

— На коммерческий успех корейцев повлияло несколько факторов: это и мощное корейское лобби в Голливуде, и репутация корейского кинематографа, сложившаяся очень давно, но вызвавшая интерес закупщиков всего мира после выхода оскаровских «Паразитов», — размышляет Алексей Караулов, один из авторов сценария российского хита на Netflix «Эпидемия». — Корейское кино было в фокусе внимания очень давно, многие авторские хиты обладали культовым статусом. То есть аудитория была давно, по сути, платформы предложили зрителю то, что ему уже нравилось.

Кадр из фильма «Паразиты»
Фото: Barunson E&A

По словам Караулова, сегодня появилась новая тенденция: зрителю всё равно, где сериал произведен, никакого коренного зрительского расизма, которого все опасались, как выяснилось не существует. Важны драматургия, занимательность, понятность истории, а вовсе не цвет кожи или разрез глаз.

— Сейчас Netflix активно инвестирует в нигерийский рынок — это большая страна, где много англоговорящих людей, подписанных на платформу. Думаю, что через два-три года будет бум нигерийского кино, — убежден эксперт.

Пропасти перевода

До нигерийского триумфа побороться с контентом из Южной Кореи имеет все шансы как раз Россия. Завершается работа над сериалом «Анна К» по мотивам романа Толстого, и яркая постановка обязательно вырвется в лидеры зрительских предпочтений. Его создатели Валерий Федорович и Евгений Никишов уже запустили новый сериал для Netflix «Ничего особенного». Тема — инклюзия, аутизм, актуальнее не придумать.

— Мы немного во втором эшелоне, потому что не снимаем и почти не дублируем на английский язык, на котором смотрит большая часть мира, — говорит Алексей Караулов. — У нас есть пионеры, кто сразу дублирует свои сериалы — «Нон-стоп», «Среда», 1-2-3 Production. Они смотрят на российское производство глазами мирового производителя, ищут темы, которые не будут теряться в переводе. Пропадают ведь не только диалоги, но и сами смыслы.

Фото: Global Look Press/dpa/Jens Kalaene

Для успеха на мировом рынке излишняя сложность не нужна, считает Василий Корецкий. Предпочтительна универсальная, причесанная, приятная взгляду картинка, даже если речь идет о военной драме или стихийном бедствии.

— Таковы «Эпидемия», «Перевал Дятлова», «Летчик». У нашего кино есть все шансы, просто у нас меньше производят, — объяснил кинокритик.

Тем временем в топе Netflix на прошлой неделе фигурирует сериал «С холода», где играют российские актрисы Стася Милославская и Алена Хмельницкая. У него пока меньше 25 млн просмотров, но статистика стриминга свидетельствует о том, что на второй неделе цифры сериалов часто вырастают, в этом отличие от кинотеатрального проката, где обычно самый выгодный и показательный период как раз первый уикенд. Российское присутствие на Netflix всё очевиднее, а там и до доминирующей позиции с рекордной статистикой недалеко.