Онлайн-продажи в кредит или рассрочку за 10 месяцев этого года выросли на 39%.
Выяснилось, что обороты интернет-магазинов, которые продают товары и услуги в рассрочку, увеличились на 52%. Средний чек стал больше на 10%, составив 20 891 рубль.
Больше всего в кредит покупали образовательные услуги (включая доступ к контенту, мастер-классы, информационно-консультационные услуги) — 46% от общего оборота. На втором месте — товары для дома и сада — 12%, затем идут бытовая техника и электроника — 9%. Самый высокий средний чек в этом году выявили в сегменте медицины — 112 тыс. рублей. На втором месте услуги турагентств — 107 тыс. рублей, на третьем — бронирование отелей — 64 тыс. рублей. С января по октябрь 2021 года самыми динамично растущими сферами товаров и услуг в кредит относительно аналогичного периода 2020 года стали бронирование отелей — рост в 8,5 раза, электроника и бытовая техника — на 297% и зоомагазины — на 158%. 1 ноября Банк России в информационном письме, адресованном участникам рынка, рекомендовал банкам и микрофинансовым организациям воздержаться от предоставления рассрочки покупателям в магазинах без заключения договоров потребительского кредитования. В ЦБ выявили практику, при которой приобретенные клиентом товары оплачивают так называемые операторы сервисов рассрочки, аффилированные с кредиторами. В регуляторе отметили, что такие практики имеют признаки обхода законодательства о потребкредитовании.В проекте основных направлений развития финансового рынка на 2022–2024 годы Центробанк обещал оценить целесообразность использования инструментов банковского регулирования для ограничения долговой нагрузки граждан, оплачивающих товары и услуги в рассрочку.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина, выступая в Совете Федерации в сентябре, предложила ввести полное регулирование рассрочки. Она отметила важность раскрытия информации людям по кредитам, чтобы они понимали, какую сумму платят в конечном счете.