Суд повторно признал законность действий Ространснадзора против АК «Якутия»

Екатерина Ракитина
Фото: РИА Новости/Константин Михальчевский

Девятый арбитражный апелляционный суд подтвердил законность и обоснованность действий Ространснадзора в отношении проверок деятельности авиакомпании «Якутия». Об этом говорится в сообщении пресс-службы Ространснадзора, которое поступило «Известиям» в четверг, 28 октября.

Заседание суда прошло 27 октября. Поданная авиакомпанией апелляционная жалоба не была удовлетворена.

Отмечается, что ранее «Якутия» обжаловала решение Арбитражного суда Москвы от 2 августа 2021 года по делу № А40-75129/21-139-555, подтвердившего законность действий Ространснадзора при проведении проверок и приостановке эксплуатации 4 ВС Boeing 737 авиакомпании за многочисленные нарушения технической эксплуатации.

Так, вступившее в силу решение суда устанавливает, что принятые в отношении авиакомпании акт и меры реагирования надзорного органа не подлежат отмене, а «действия по запрету эксплуатации ВС иностранной регистрации соответствовали требованиям закона».

Выявленные надзорной службой нарушения подтверждаются предоставленными материалами и «обоснованно квалифицированы» как нарушения требований воздушного законодательства, отмечается в сообщении.

Подчеркивается, что наличие праворазрешительных документов (сертификата эксплуатанта, сертификатов летной годности), на которые указывает эксплуатант как на основание отсутствия нарушений, не подтверждает постоянного соответствия «Якутии» обязательным требованиям, так как из текста указанных документов следует, что АК обязана заниматься техобслуживанием, в том числе с соответствующими эксплуатационными ограничениями.

Кроме того, учитывая все обстоятельства дела, оспариваемое предписание вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах компетенции, при наличии оснований и с соблюдением установленного порядка. Доводы авиакомпании о том, что ФАП-128 и ФАП-246 не распространяются на самолеты с иностранной регистрацией, суд признал несостоятельными и несоответствующими требованиям законодательства.Позиция других госорганов и организаций, не обладающих полномочиями по оценке действий Ространснадзора, признана не относящейся к доказательствам.

В сентябре «Известия» сообщали, что Ространснадзор в ходе проверки «Якутии» указал на «неспособность руководства перевозчика надлежащим образом» обеспечивать безопасность и регулярность полетов. Об этом говорилось в письме руководителя службы Виктора Басаргина главе Республики Саха Айсену Николаеву. От якутского чиновника потребовали непосредственного вмешательства, чтобы исключить возникновение негативных последствий от деятельности авиакомпании.

За 2019–2020 годы с лайнерами этой авиакомпании произошло более 30 авиасобытий, а с начала 2021-го — еще 16 авиаинцидентов. При этом в 36 случаях при наличии у руководства перевозчика информации об отказах авиатехники долгое время не принимались меры по устранению неисправностей. Например, при выявлении 16 августа этого года недопустимой вибрации в турбине двигателя на самолете Boeing 737 до момента устранения дефекта на нем совершили 30 коммерческих полетов.

В конце сентября общественники попросили министра транспорта Виталия Савельева приостановить выдачу новых разрешений на полеты «Уральским авиалиниям» и «Якутии». При необходимости они просили сократить у них полетную программу. Причинами указывались систематические нарушения правил безопасности полетов «Якутии» и массовые задержки рейсов у «Уральских авиалиний».

19 октября глава Минтранса России Денис Мантуров пригрозил изъять у «Якутии» российские региональные самолеты Sukhoi Superjet 100 (у перевозчика во флоте пять лайнеров этого типа) в случае их несвоевременного обслуживания.

АК «Якутия» — один из первых эксплуатантов SSJ 100, на 100% принадлежит правительству республики. Авиакомпанию создали в 2002 году на базе «СахаАвиа» и «Якутских авиалиний».