Мантуров пригрозил изъятием самолетов Superjet 100 у авиакомпании «Якутия»

Екатерина Ракитина, Максим Талавринов
Фото: РИА Новости/СК РФ

Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров пригрозил изъять у авиакомпании «Якутия» российские региональные самолеты Sukhoi Superjet 100 (у перевозчика во флоте пять лайнеров этого типа) в случае их несвоевременного обслуживания.

Выступая на заседании президиума Госсовета «О транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом до 2035 года» 18 октября, глава ведомства отметил, что на протяжении нескольких лет министерство получает «негативный опыт», связанный с тем, что «либо это менеджмент, либо еще какие-то причины, но обслуживание самолетов не осуществляется своевременно».

«И здесь мы хотим обратить внимание региона на то, чтобы были подписаны контракты либо жизненного цикла, либо местная авиационно-техническая база своевременно обеспечивала закупку запасных частей и имела соглашение о сопровождении данных самолетов. В противном случае мы вместе с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) будем вынуждены изъять из эксплуатации эти самолеты у «Якутии», — сказал министр.

Перед этим на заседании глава Республики Саха Айсен Николаев заявил, что необходимо быстрее вводить новые самолеты класса Ан-2 и Ан-24. По его словам, их серийное производство запаздывает, а лайнеры новее не становятся.

АК «Якутия» — один из первых эксплуатантов SSJ 100, на 100% принадлежит правительству республики. Авиакомпанию создали в 2002 году на базе «СахаАвиа» и «Якутских авиалиний».

В сентябре «Известия» писали, что Ространснадзор в ходе проверки «Якутии» указали на «неспособность руководства перевозчика надлежащим образом» обеспечивать безопасность и регулярность полетов. Об этом говорилось в письме руководителя службы Виктора Басаргина главе Республики Саха. От Айсена Николаева потребовали непосредственного вмешательства, чтобы исключить возникновение негативных последствий от деятельности авиаперевозчика.

За 2019–2020 годы с самолетами этой авиакомпании произошло более 30 авиационных событий, а с начала 2021-го — еще 16 авиаинцидентов. При этом в 36 случаях при наличии у руководства перевозчика информации об отказах авиатехники, долгое время не принимались должные меры по устранению неисправностей. Например, при выявлении 16 августа текущего года недопустимой вибрации в турбине двигателя на самолете Boeing 737 до момента устранения дефекта на лайнере совершили 30 коммерческих полетов.

В конце сентября общественники попросили Савельева приостановить выдачу новых разрешений на полеты «Уральским авиалиниям» и «Якутии», а при необходимости сократить у них полетную программу. Причины — систематические нарушения правил безопасности полетов «Якутии» и массовые задержки рейсов у «Уральских авиалиний», говорилось в письме председателя объединения пассажиров Ильи Зотова, которое оказалось в распоряжении «Известий».

Зотов также предложил ограничить действие сертификата эксплуатанта якутского перевозчика. Требования вряд ли будут удовлетворены, поскольку приостановка действия сертификата и временный простой воздушного парка в нынешних условиях, скорее всего, приведут к банкротству компаний, отмечали эксперты.