Спрос на беспроводные наушники в России быстро растет — за первые девять месяцев 2021 года было продано на треть больше таких гаджетов, чем годом ранее. При этом подобные устройства заняли практически половину этого сегмента рынка. Продавцы увязывают спрос с удобством пользования такими наушниками, вендоры объясняют отсутствие разъема для проводных устройств желанием сделать телефоны тоньше и функциональнее. Однако это же фактически вынуждает их пользователей покупать дорогостоящие аксессуары, отмечают эксперты.
Акустическая аномалия
О стремительном росте спроса на беспроводные наушники в РФ рассказали «Известиям» представители ритейлеров. По данным «Связного», за первые девять месяцев 2021 года в России было продано 7,9 млн таких устройств на сумму 33 млрд рублей — прирост в натуральном и денежном выражении к аналогичному периоду 2020 года составил 33%. При этом беспроводные наушники заняли 48% всего рынка таких устройств. В МТС и «М.Видео–Эльдорадо», в свою очередь, утверждают, что без проводов подключается уже более 50% наушников, купленных в январе–сентябре. При этом за аналогичный период прошлого года этот показатель составлял около 40%, отмечают их представители.
На маркетплейсах темпы роста продаж еще выше. Например, на Ozon за девять месяцев 2021 года реализация беспроводных наушников выросла почти в 2,5 раза год к году, что связано с динамичным развитием технологий и значительным расширением ассортимента, отмечает представитель компании. На AliExpress в РФ продажи в штуках взлетели на 115%, рассказал «Известиям» менеджер категории «потребительская электроника» «AliExpress Россия» Илья Кузин.
Самым популярным брендом беспроводных наушников 2021 года в «Связном» называют JBL (на него пришлось 19,6% продаж в штуках). Далее следуют Xiaomi (14,6%) и Apple (11,2%).
— На четвертое место в топ-5 продаж в натуральном выражении в этом году поднялись устройства, не относящиеся к известным мировым брендам, — это локальные торговые марки российских дистрибьюторов, собственные торговые марки некоторых продавцов и китайские продукты с маркетплейсов, — перечисляет вице-президент по закупкам и развитию «Связного» Михаил Догадин.
В целом за девять месяцев этого года на российском рынке было продано более 15 млн наушников на сумму свыше 38 млрд рублей, что больше примерно на 5 и 25% соответственно, чем годом ранее, отметили в «М.Видео–Эльдорадо».
Рост спроса именно на беспроводные гаджеты продавцы электроники объясняют их технологичностью и комфортом. Решающим фактором, влияющим на выбор в пользу этих устройств, становится удобство применения — отсутствие проводов и компактные размеры, полагает Илья Кузин.
— Полностью беспроводные TWS-наушники дают свободу действий: в них удобно заниматься спортом, общаться по видео, смотреть сериалы и фильмы или играть. Выбор таких аксессуаров становится шире, а цена доступнее. Такие наушники также служат два-три года и решают проблему с запутанными проводами, — отмечает представитель «М.Видео–Эльдорадо».
Покупатели делают выбор в пользу беспроводных решений потому, что это в первую очередь удобно, а производители сейчас способны обеспечить достойное качество звука, разнообразие функций и предложение в любой ценовой категории, объясняет представитель Ozon.
Сто причин
Между тем покупать беспроводные наушники вынуждают не только их технологические преимущества, но и отсутствие проводной «альтернативы», отмечает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его словам, спрос на эти аксессуары связан с тем, что многие производители отказались или отказываются от стандартного 3,5-миллиметрового разъема для проводных гаджетов.
— Такие аксессуары не входят в комплект поставки и не поддерживаются на новых смартфонах ведущих мировых производителей. В частности, разъемы для них не предусматривают в своих флагманских моделях Samsung, Huawei, Honor, Xiaomi. Это касается в первую очередь моделей стоимостью от 50 тыс. рублей. Но не только — разъемов для наушников уже не имеет примерно 25% продающихся в России смартфонов.
По оценке «Связного», средняя цена беспроводных наушников в России — около 4,1 тыс. рублей. По сравнению с прошлым годом средний чек на них на Ozon снизился на 25% и составил 2,2 тыс. рублей, говорит его представитель. Дешевые беспроводные наушники сейчас можно купить примерно за 1 тыс. рублей, однако экономичные проводные устройства стоят 100–150 рублей, отмечает Эльдар Муртазин. Отметая возможность их подключения, производители электроники фактически зарабатывают дважды — и на смартфоне, и на необходимом многим аксессуаре, рассуждает он.
— Сокращение числа смартфонов с разъемами 3,5 мм для наушников происходит прежде всего в сегментах от 30 тыс. рублей и более, потому что аудитория ориентируется на ультратонкие смартфоны, — объясняет президент Honor в России, Турции и странах СНГ Тони Ран. — Уже порядка 30–40% устройств поступают в продажу без разъема для наушников, и это количество будет только расти. Тем не менее в сегменте доступных устройств производители по-прежнему сохраняют разъем.
Отказ от 3,5-миллиметрового разъема в некоторых наших моделях — это тщательно продуманное решение, основанное на потребностях пользователей, утверждает представитель Xiaomi. По его словам, это не только уменьшает ограничения конструкции смартфона, позволяя повысить емкость аккумулятора или сделать устройство тоньше, но и снижает производственные затраты.
Со стороны Samsung уход от стандартного разъема 3,5 мм в премиальных линейках смартфонов обернулся возможностью предложить пользователям более совершенные технологии, а также повысить класс защиты устройств от попадания воды и пыли, уверяет его представитель.
Российское законодательство не позволяет заставить производителя вернуть порт для подключения проводной гарнитуры или внешних звуковыводящих устройств, говорит управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин.
— Однако примеры того, как возвращения наушников можно добиться, есть — например, во Франции с 2010 года запрещено продавать телефоны без них. В коробке с гаджетом должны быть наушники, потому что комплект должен содержать устройство, обеспечивающее возможность защитить голову человека от излучения, рассказывает эксперт. Для возвращения разъемов для наушников необходимо, чтобы аналогичные правила были приняты на крупных рынках смартфонов, например, в США или Китае, добавляет он.
Несмотря на растущую популярность беспроводных наушников, проводные решения не сдают позиций: каждая третья покупка наушников на маркетплейсе — это традиционные гаджеты, говорит представитель Ozon. В августе 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вчетверо выросли штучные продажи проводных устройств — очевидно, на рост спроса повлияло начало учебного года. При учебе и работе за стационарным компьютером, когда не так важна мобильность, покупатели отдают предпочтение проводным решениям, заключает он.