Сирия готова вернуть северные территории — Африн и Джараблус — военным путем, если Анкара откажется уйти и урегулировать вопрос дипломатически. Об этом «Известиям» заявили в парламенте САР. По словам депутатов, единственная причина, по которой Дамаск еще не перешел к военной операции, — защита живущих в этих регионах граждан. Сирия предлагает Турции вывести военных добровольно, а взамен гарантирует защиту приграничной зоны. В посольстве РФ в Анкаре «Известиям» заявили, что Россия ждет от Турции выполнения договоренностей по отделению умеренной оппозиции в Идлибе от террористических формирований. Этот процесс еще пока далек от завершения, констатировали в диппредставительстве.
Дамаск гарантирует границы
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 11 октября заявил, что Анкара полна решимости устранить угрозы, исходящие с севера Сирии. «Последней каплей», по его словам, стала гибель двух турецких полицейских в сирийском городе Азаз 10 октября. За нападением, как считают в Турции, стоят курдские боевики «Сил народной самообороны» (СНС, или YPG). Эрдоган уточнил: «Анкара в ближайшее время ликвидирует угрозу своими силами».
13 октября глава турецкого МИДа Мевлют Чавушоглу продолжил воинственную риторику Эрдогана и заявил: Анкара сделает «всё возможное, чтобы очистить регион от этих террористов». Турецкие власти называют так курдские СНС, поскольку считают их отряды частью «Рабочей партии Курдистана», объявленной в Турции и некоторых других странах НАТО террористической организацией.
Дамаск призывает Турцию отказаться от каких-либо военных операций и завершить оккупацию сирийских районов на севере, поскольку это сохраняет нестабильность в регионе и приводит к атакам на границе, заявил «Известиям» глава международного комитета парламента Сирии Бутрус аль-Маржан.
Турции следует вывести своих военных из Африна, Идлиба и Джараблуса, дать сирийскому правительству восстановить территориальную целостность — и тогда Дамаск гарантирует безопасность пограничной зоны, пояснил депутат.
— Заявление президента Турции еще сильнее углубляет нарушения в этом регионе. Эрдоган должен снять прикрытие с банд, которых он укрывает, и вывести своих военных со всех сирийских территорий, которые он оккупирует, — подчеркнул парламентарий. — Тогда сирийское государство гарантирует контроль над своими границами и предотвратит любую агрессию против своих соседей.
Бутрус аль-Маржан подчеркнул: Джараблус и Африн — сирийские регионы, их возвращение «неизбежно, и предпочтительно, чтобы это было сделано посредством политического диалога».
— В противном случае сирийская армия выполнит свой долг по защите своих земель от агрессора и их возвращению военными методами, — заключил депутат.
Его коллега, зампред международного комитета сирийского парламента Аммар Аль-Ассад также считает, что военная конфронтация Сирии с Турцией остается «хорошим вариантом разрешения ситуации для сирийских вооруженных сил».
— Но проблема этого метода в том, что в районах к востоку от Евфрата и на севере Сирии, включая Идлиб, проживает множество мирных жителей. Именно это заставило нас отложить военные операции для защиты безопасности граждан и дистанцировать их от поля боя, — пояснил парламентарий «Известиям». — Естественно, что реальность мирных жителей не имеет значения для Анкары. Она продолжает отрезать воду от Хасеке и ужесточает осаду мирных жителей в Африне.
Промедление в Идлибе
Глава МИД Турции, говоря о решимости зачистить север Сирии, также уточнил: у Анкары есть договоренность с РФ и США об удалении террористов от границ Турции минимум на 30 км. «Но они (Москва и Вашингтон) не сдержали свои слова, и мы должны разобраться сами», — отметил Чавушоглу.
В посольстве РФ в Турции в ответ на запрос «Известий» уточнили: Москва «последовательно выступает за сохранение территориальной целостности САР, поддерживает усилия сирийских властей по консолидации страны, чему препятствует незаконное присутствие на отдельных ее территориях иностранных вооруженных сил без решения ООН и без санкций сирийских властей».
— Установление контроля сирийских властей над всей территорией страны в конечном итоге будет способствовать налаживанию порядка, стабильности и безопасности в стране. Мы неоднократно говорили о том, что нашу обеспокоенность вызывает сохранение террористического очага в Идлибе, присутствие в регионе группировок, связанных с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ). Мы ждем от турецкой стороны выполнения достигнутых договоренностей по отделению умеренной оппозиции от террористических формирований, в первую очередь от «Хайат Тахрир аш-Шам» (запрещена в РФ). К сожалению, этот процесс еще пока далек от завершения, — констатировали в российском диппредставительстве.
4 октября на пресс-конференции с главой МИД Египта шеф российской дипломатии Сергей Лавров заявил, что террористическая угроза в Идлибе местами даже усиливается, группировки продолжают атаковать позиции сирийской армии, более того, пытаются действовать и против российского контингента.
Для внутреннего пользователя
Турецкий политолог Керим Хас в беседе с «Известиями» отметил, что воинственная риторика Эрдогана направлена больше на внутреннюю аудиторию, так как гибель турецких солдат тяжело воспринимается обществом.
— Эрдогану нужно показать жесткость, пусть за ней и не будет ничего конкретного, — уточнил эксперт. — В 2023-м в Турции предстоят выборы, в СМИ муссируется информация, что они могут пройти досрочно уже в следующем году. Возможно, таким образом Эрдоган хочет поднять свой рейтинг.
Политолог, автор Telegram-канала «Повестка дня Турции» Яшар Ниязбаев также считает, что заявление турецкого лидера направлено на внутреннюю публику. Но он подчеркнул, что к этим словам всё же следует отнестись серьезно, поскольку все предыдущие операции начинались именно с таких обстрелов и заявлений.
На следующий день после выступления Эрдогана снаряды, выпущенные, предположительно, из района, контролируемого СНС, взорвались в районе Каркамыш на юге Турции. Именно обстрел этого района 23 августа 2016 года стал поводом для начала операции «Щит Евфрата». Правда, тогда его осуществляли боевики ИГИЛ (запрещено в РФ). Во время операции Турция освободила от исламистов, а подспудно и от СНС приграничные города Джараблус и Эль-Баб — последний был крупнейшим оплотом ИГИЛ на Евфрате.
В целом Турция освободила от боевиков организации свыше 2 тыс. кв. км сирийской территории и создала там буферную зону безопасности (между пограничными городами Азаз и Джераблус).
В 2018 году аналогичные обстрелы турецких границ стали поводом для начала операции «Оливковая ветвь» в северо-западном районе Африн. Только на этот раз операция была направлена конкретно против СНС. Успешно завершив кампанию, Турция получила еще 2 тыс. кв. км буферной зоны в Африне.