Первый месяц осени ознаменовался падением продаж новых автомобилей. По данным отчета Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в сентябре 2021 года покупателям было передано на 22,6% меньше новых машин, чем годом ранее. По словам председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Томаса Штэрцеля, главная причина — дефицит, вызванный нехваткой микрочипов. При этом отечественные автомобили сдают позиции, а китайский автопром, наоборот, набирает популярность. В ситуации разбирались «Известия».
Почему рынок ушел в минус
«В сентябре 2021 года продано всего 119 485 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что демонстрирует снижение рынка на 22,6%. Как и ожидалось, негативный тренд продолжается, хотя по результатам первых трех кварталов все же наблюдается рост на 15,1% по сравнению с тем же периодом 2020 года: всего продано 1 260 111 новых легковых и легких коммерческих автомобилей.
Хорошо известный дефицит автомобилей на рынке, связанный с сокращением производства и мировой проблемой нехватки полупроводников, а также новые вызывающие опасения факторы — энергетический кризис в Китае и Великобритании, рост стоимости сырья — будут поддерживать негативный тренд в ближайшие несколько месяцев. На данный момент ситуация на рынке крайне нестабильна, однако в ноябре Комитет автопроизводителей попробует пересмотреть свой прогноз рынка на 2021 год», — прокомментировал Томас Штэрцель.
В сентябре почти все ведущие марки просели по количеству проданных автомобилей. Так, лидер рейтинга, АвтоВАЗ, реализовал 17 189 автомобилей в сентябре 2021-го, что на 51% меньше, чем за аналогичный период 2020 года.
«АвтоВАЗ, как и все мировые автопроизводители, испытывает нехватку электронных компонентов и прогнозирует свой график производства только на две недели вперед с учетом подтвержденных поставщиками поставок. К сожалению, это приводит к увеличению сроков доставки автомобилей дилерам и клиентам. Компания прилагает все усилия, чтобы нормализовать ситуацию и вернуться к обычному ритму производства», — прокомментировали ситуацию в пресс-службе бренда.
Корейцы тоже испытывают потери продаж. Kia — на втором месте с продажами 17 037 машин, но со снижением на 16%, а Hyundai продал 13 624 авто и потерял относительно сентября 2020 года 26%.
В первой пятерке выросли продажи лишь у Toyota: японский автопроизводитель в сентябре передал владельцам 10 039 новых автомобилей (рост на 18%). Замыкают ряд Volkswagen и Renault — немцы продали 7752 автомобиля, упав на 27%, а французы с продажами 7511 авто показали −46%.
Opel и Chevrolet возвращаются
Больше всего в процентном соотношении поднялись продажи у Chevrolet — на 225% относительно прошлого сентября (169 автомобилей). Значительную роль сыграл в этом вход сразу двух ожидаемых новинок бренда — Tahoe и Trailblazer. При этом, по данным источников в бизнесе, эти машины — одни из немногих, которые можно купить без огромного количества допоборудования.
«Динамика наблюдается на протяжении нескольких последних месяцев, и, конечно, это связано с обновлением модельного ряда, в первую очередь с запуском нового поколения флагмана Chevrolet Tahoe, премьера которого состоялась в июле, и новинкой для российского рынка — компактным внедорожником Chevrolet Trailblazer, который был представлен в начале сентября. Интерес к новым моделям очень высокий, и по, нашим ожиданиям, его будет подогревать и запуск первого в России сервиса онлайн-продаж, который позволяет провести сделку любой сложности по приобретению автомобиля полностью онлайн», — прокомментировали в пресс-службе бренда.
Интерес к новым моделям подтверждают и дилеры. Так, представители АГ «Авилон» ждут хороших результатов от компакт-кроссовера Chevrolet за счет его оснащения и доступной цены.
Самый большой рост показали вернувшийся на российский рынок Opel и китайские фирмы. Немецкий бренд, пытающийся вернуть былую популярность, продал в сентябре 1462 автомобиля, что на 379% больше прошлогоднего результата.
«Динамика роста Opel — одна из лучших на рынке. Это обусловлено расширением модельного ряда, сильным конкурентоспособным ценовым предложением и доступностью автомобилей у дилеров. Хороший рост показывают как легковые модели (в основном это импорт), так и автомобили коммерческого сегмента, собираемые локально в Калуге. В тройке лидеров бренда — пассажирский микроавтобус Opel Zafira Life (локальное производство), кроссовер Opel Grandland X (импорт) и коммерческий фургон Opel Vivaro (локальное производство)», — сообщили в пресс-службе бренда.
Также серьезный рост показал корейский премиум-бренд Genesis. За счет проданных 383 автомобилей в сентябре суббренд Hyundai подрос в продажах относительно прошлого года на 174%. Падение показали Jaguar Land Rover и Porsche. BMW и Mercedes перестали публиковать ежемесячные отчеты.
Агрессивный китайский маркетинг
Китайский автопром активно осваивает российский рынок. Компания Haval продала в сентябре 3513 машин, что на 147% больше, чем в том же месяце 2020 года, и попала в десятку лидеров. Chery «подрос» на 134%, продав в сентябре 3488 автомобилей без учета кроссовера Cheryexeed. Эксперты объясняют такой рост продуманным маркетингом и повышением качества продукции.
«У китайского автопрома очень смелые стратегии развития и агрессивный маркетинг. Еще причины повышения продаж — более привлекательная по сравнению с прямыми конкурентами цена и повысившееся в последние годы качество. Не стоит забывать самое главное в настоящий момент: собственное производство полупроводников в Китае для автомобильной и других секторов промышленности позволяет оставаться им в более выгодном положении по сравнению с брендами других стран. Суммируя вышесказанное, я уверен, что тенденция завоевания российского рынка китайцами продолжится», — прокомментировал независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев.
Что случилось с Granta
В модельном рейтинге за сентябрь перемены еще более серьезные. Постоянный лидер Lada Granta опустилась на 6-е место с результатом 3886 машин, что на 8602 автомобиля меньше, чем в сентябре 2020 года. Таким образом, самый «народный» автомобиль показывает самое большое падение продаж. Возможно, ситуацию могла спасти новая комплектация модели, о которой говорили СМИ на протяжении последних нескольких месяцев.
По данным сообщества «Lada Granta FL клуб» в социальной сети «ВКонтакте», автомобиль должны были представить с минимальным количеством электроники. В машине не предусмотрена установка магнитолы, кондиционера, системы экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС, антиблокировочной системы с электронным распределением тормозных сил (ABS, EBD). Но судьба автомобиля пока не ясна.
В то же время, по данным сообщества «Нетипичный Автоваз», продлено простое сборочно-кузовное производство Kalina, на котором и выпускается Granta. Руководство связывает такой шаг с отсутствием комплектующих и переводит всех работников на 2/3 оклада.
Первое место по продажам среди моделей заняла Lada Vesta. В сентябре было продано 8724 машины, что на 2796 меньше, чем в 2020 году. Второе место — у Kia Rio с результатом 6635 проданных машин, что на 1195 меньше прошлогоднего сентября. И на третьем месте — Hyundai Solaris, который в отличие от предшественников показал положительную динамику, прибавив в продажах 848 автомобилей относительно прошлого года, и завершил сентябрь с результатом 6258 переданных владельцам машин. Бюджетный седан обошел Hyundai Creta, остающийся все же самым популярным кроссовером.
Кроссовер Chery Tiggo 7 впервые оказался в топ-25 бестселлеров рынка. Его выбрали для себя 1611 покупателей в сентябре, что на 1298 больше проданных в сентябре прошлого года автомобилей. При этом представители китайского бренда отмечают, что кризис полупроводников все же испортил общую картину продаж.
«Chery испытывает те же сложности с нехваткой полупроводников и автомобилей на складах дилеров, что и другие автопроизводители. Но эффективная работа команды позволяет максимально удовлетворять спрос клиентов. Если бы нынешних сложностей не было, рост продаж марки в России был бы еще больше», — прокомментировали в пресс-службе бренда.
Вторичный рынок продолжает расти
Дефицит новых машин рано или поздно должен был сказаться на вторичном рынке. Дилеры, занимающиеся продажами автомобилей с пробегом, отмечают повышение потока клиентов. Генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль сообщил, что за девять месяцев 2021 года компанией продано 22 137 автомобилей с пробегом, что на 64% больше, чем в январе этого же года. Всего на вторичном рынке России реализовано более 3 млн авто за период январь—сентябрь 2021 года.
Но цены на вторичном рынке также растут. По словам топ-менеджера, если в 2020-м в его компании средняя цена за девять месяцев на авто с пробегом рынке составляла 722 511 рублей, в 2021 году за аналогичный периода она выросла до 944 447 рублей. Такая же тенденция и на рынке: в среднем цены выросли более чем на 30% по сравнению с прошлым годом. Россияне не спешат расставаться с личным транспортом. По этой причине средний возраст автопарка растет: на сегодняшний день этот показатель составляет 13 лет.
«Цена на ассортимент вторичного рынка выросла в среднем на 200 тыс. рублей. Наиболее востребованы модели массового сегмента — Hyundai Solaris, Kia Soul, Skoda Rapid и Skoda Octavia. В сентябре в нашей компании был продан 341 автомобиль KIA, 294 — Lada и 277 — Hyundai. Таким образом, потребительский спрос России сместился в сторону вторичного авторынка: за третий квартал текущего года продано на 7,1% больше авто с пробегом по сравнению со вторым кварталом и на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — комментирует Мигаль.