Вторичная идея: в США решили ужесточить санкции против госдолга России

Для рынка российских облигаций большим ударом это не станет
Дмитрий Мигунов
Фото: РИА Новости/Игорь Михалев

В американскую палату представителей конгресса поступил законопроект о введении новых санкций против России. Помимо ограничительных мер, направленных в отношении конкретных людей, он предусматривает запрет на покупку российских государственных облигаций на вторичном рынке. Принятие законопроекта пока под вопросом, но некоторые эксперты допускают, что в этом случае российский рынок ОФЗ может превратиться в полностью локальный. Подробности — в материале «Известий».

Об американских санкциях против российского госдолга говорилось несколько лет, но введены они были только после прихода к власти администрации Джо Байдена. 15 апреля был принят запрет для американских финансовых организаций приобретать российские облигации. Ограничения распространялись только на новый долг и не касались частных лиц и хеджевых фондов. В то же время они вынудили скорректировать свои инвестиционные стратегии многие американские банки и другие учреждения, активно вкладывавшие в надежный (из-за комбинации низкой доли долга к ВВП и солидных международных резервов), но сравнительно высокодоходный российский долг. Санкции вступили в силу в июне 2021 года.

Президент США Джо Байден
Фото: Global Look Press/Adam Schultz/White House

После запрета иностранные инвесторы достаточно продолжительное время сокращали вложения в российские государственные обязательства, что, впрочем, было компенсировано ростом активности со стороны отечественных покупателей долга. Однако в сентябре тренд развернулся, и зарубежные инвестиции в этот сектор выросли сразу на 20%. Во многом иностранцы пошли на российские финансовые рынки (не только госдолга) на фоне уверенности, что обострение американо-российских отношений уже позади и новые значительные по общему экономическому эффекту санкции введены не будут.

Теперь в этом снова возникают сомнения. Новый пакет санкций, предложенный калифорнийским конгрессменом Брэдом Шерманом и вписанный в оборонный бюджет США на следующий год, предусматривает расширение ограничений: согласно законопроекту, облигации, обращающиеся на вторичном рынке, также будет запрещено покупать. Это куда более серьезный запрет, который будет намного сложнее обойти.

В США новости вызвали неоднозначную реакцию. Как сообщает Bloomberg, поправки раскритиковал вице-президент Торгово-промышленной палаты США Нил Брэдли, отметив, что российским возможностям занимать деньги на мировых рынках подобные меры вряд ли сильно навредят, а вот американским компаниям, работающим в России, нанесут серьезный ущерб. Стоит также отметить, что законопроект пока предложен лишь для палаты представителей, сенат свою версию оборонного билля не выдвигал. Войдут ли в нее предложения Шермана, неясно. Отечественные эксперты сомневаются в том, что у данной идеи большие шансы реализоваться.

— Для начала это решение должно быть принято — даже одобренные поправки к законопроектам в палате представителей зачастую очень далеки от принятия и реализации, тем более если против них выступает отраслевое лобби, — констатировал главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах. — Чаще всего их судьба — оказаться в долгом ящике. Итоговая версия, скорее всего, будет выхолощена, а реакция рынка сейчас минимальна: участники научились более спокойно относиться к такого рода новостям, поэтому мы не видим бурной реакции на подобные инициативы рядовых законодателей, как это было в 2018 году.

— Пока это только законопроект, для его воплощения в жизнь требуется одобрение Белого дома, которое далеко не факт, что произойдет, — сказал аналитик ГК «Финам» Алексей Ковалев. — Если законопроект воплотится в жизнь, то американским нерезидентам нельзя будет ни покупать, ни продавать ОФЗ на «вторичке» (остаться в бумагах, по-видимому, законопроект не запрещает). Для того чтобы не быть замороженными в этих бумагах, они вынуждены будут их продавать.

По словам управляющего активами «БКС Мир инвестиций» Андрея Русецкого, весьма вероятен вариант, что законопроект будет придерживаться на случай нового обострения отношений.

Фото: Global Look Press/Omar Marques

— Санкции не вводятся на пустом месте: запрет на покупку ОФЗ на вторичном рынке относится к относительно чувствительным санкциям, но не критичным. В настоящий момент нет политического или информационного повода для расширения санкций. Это внутренняя кухня нижней палаты, верхняя проигнорирует, а президент не подпишет. Нужен повод, поэтому подобные санкции оставят на потом, как средство сдерживания, — полагает эксперт.

Тем не менее определенные риски принятия максимально жесткого решения существуют. При этом вероятность, что они обвалят рынки госдолга, является небольшой, поскольку для них существует «противоядие».

— В апреле 2021 года российские госбанки заявляли о готовности скупать бумаги нерезидентов, причем Антон Силуанов говорил, что Банк России может предоставить им ликвидность на эти цели, — отмечает Алексей Ковалев.

— Мы видим сейчас, что новые выпуски (первичные) ОФЗ, которые в настоящий момент находятся под санкциями, торгуются с премией в 0,2% к выпускам, где есть иностранцы, — рассказал «Известиям» Андрей Русецкий. — Так что доходности могут подрасти незначительно, пока премия за риск для России (Credit Default Swaps) стоит на месте.

По словам Антона Табаха, игроки, для которых решение американских властей может быть важно, сейчас меньше представлены на рынке. Состояние бюджета, цены на российский экспорт, уровень процентных ставок в России и мире куда важнее санкционной активности, считает он.

Ужесточение санкционных мер, однако, будет означать, что российский рынок государственных облигаций в еще большей степени станет внутренним.

— Если США распространят режим санкций на вторичный рынок рублевого госдолга, это будет означать неминуемое превращение рынка ОФЗ в полностью локальный сегмент, основополагающим ориентиром для которого станет ключевая ставка ЦБ, — подчеркнул Алексей Ковалев.