«Талибан» (запрещен в РФ) захватил последний оплот сопротивления в Панджшере и обьявил о завершении войны в Афганистане. Лидер ополченцев Ахмад Шах Масуд опроверг эти сообщения и заявил о продолжении борьбы. Опрошенные «Известиями» эксперты считают, что деятельность сопротивления перетекает в партизанскую войну — на руку панджшерцам играет сложная география региона. Неготовность новых властей в Кабуле объявить состав правительства свидетельствует о расколе внутри движения. И, как считают эксперты, этот затяжной конфликт еще больше снижает шансы на реальную инклюзивность будущего афганского кабинета министров. Между тем, как заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, только инклюзивное правительство сможет обеспечить устойчивый переход страны к новой жизни. Если состав этого кабмина действительно будет включать все этнические группы республики, то Россия готова принять участие в церемонии его объявления, отметил министр.
Горными тропами
«Талибан» заявил, что взял под свой контроль провинцию Панджшер — последний очаг сопротивления. «Благодаря этой победе наша страна полностью вырвалась из трясины войны», — заявил 6 сентября главный пресс-секретарь движения Забихулла Муджахид.
Он также заверил жителей региона — по большей части этнических таджиков, хазарейцев и узбеков, — что «Талибан», состоящий в основном из пуштунов, не будет вести каких-либо «дискриминационных действий против панджшерцев». «Они наши братья и будут работать вместе для достижения общей цели и благополучия страны», — сказал Муджахид.
В подтверждение своей победы над Панджшером талибы выложили фотографии, на которых боевики группировки окружают администрацию провинции, а также мавзолей Ахмада Шаха Масуда-старшего, национального героя Афганистана. Оба здания находятся в городе Базарак — последние три недели он был столицей Панджшера, куда перебрались вице-президент республики Амрулла Салех и глава сопротивления Ахмад Шах Масуд-младший.
Сам Масуд в аудиосообщении на своей странице в Facebook заявил, что не покидал провинцию, его отряды не сдались и продолжают борьбу. По его словам, бои в ночь с 5 на 6 сентября доказали, что «на стороне талибов против афганского народа воюют силы иностранных государств». Масуд также отметил, что некоторые члены его семьи были убиты в ходе последних боев, и призвал население Афганистана к «национальному восстанию».
Местоположение военачальника не раскрывается. Неизвестно и о местонахождении Амруллы Салеха. Близкие к новым властям СМИ сообщают, что бывший вице-президент бежал из страны в Таджикистан, однако пока доказательств этого не было. В пресс-службе Фронта национального сопротивления Панджшера не смогли предоставить оперативный комментарий на запрос «Известий». В провинции с 3 сентября отсутствует интернет и наблюдаются помехи с сотовой связью.
В предыдущем обращении Масуда от 5 сентября он заявил, что согласен начать переговоры, если противник прекратит огонь и покинет регион. Однако представители группировки ответили, что «в переговорах более нет необходимости».
Панджшер — географически очень сложная территория, присутствие в административном центре отнюдь не говорит о том, что талибы контролируют всю территорию, пояснил «Известиям» директор Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар.
— Развитие ситуации будет зависеть от поступков самих талибов: если социально-экономическая ситуация будет ухудшаться, недовольство ими будет расти, то сопротивление в Панджшере, которое наверняка примет форму партизанской войны, может расшириться, — допустил эксперт.
Очень многое, по его словам, зависит и от позиции внешних игроков: продолжат ли они политику экономической блокады Афганистана и признают ли новый режим.
Борьба меж крыльями
Обещание создать инклюзивное правительство Афганистана с включением в него всех политических и этнических групп, а также функционеров прежнего режима талибы дали сразу после захвата власти в Кабуле в середине августа. Позднее, впрочем, они заявили, что не объявят о его составе до тех пор, пока последний иностранный солдат не покинет афганскую территорию.
Вслед за выводом всех военных 31 августа многочисленные представители движения анонсировали, что уже 3 сентября явят миру новый кабмин. Но этого так и не произошло — эксперты делают выводы, что талибы не смогли договориться между собой.
Такой итог стал следствием борьбы за власть и сферы влияния, а также за право считаться главным бенефициаром победы в 20-летней войне с США, пояснил «Известиям» руководитель Центра изучения афганской политики Андрей Серенко.
— Субботняя перестрелка в Кабуле (которую талибы выдали за празднование несостоявшейся на тот момент «победы» над панджшерским сопротивлением. — «Известия») стала первым проявлением внутреннего кризиса в «Талибане». Это конфликт между боевым и политическим крыльями движения, — отметил эксперт. — С одной стороны, есть мулла Абдул Гани Барадар и его команда, которая вела переговоры с мировым сообществом и рассказывала всякие сказки о будущих планах «Талибана». С другой — люди из команды муллы Якуба, а также клан Хаккани, которые воевали на поле боя и сегодня претендуют на то, чтобы иметь право первого голоса в архитектуре власти в Афганистане.
Внутренний конфликт, по мнению эксперта, окажется затяжным, и никакого правительства не будет сформировано до тех пор, пока ситуацию не возьмет под контроль Пакистан, считающийся куратором «Талибана». К слову, показательно, что сразу после заминки с объявлением афганского правительства в Кабул экстренно прилетел глава пакистанской разведки ISI генерал Файез Хамид.
— Велика вероятность, что выход из ситуации будет не столько в распределении постов внутри правительства, сколько в создании двухэшелонной системы власти, — добавил Андрей Серенко. — Люди Хаккани, осевшие в Кабуле, будут иметь возможность для оперативного управления страной, а политическое и доктринально-религиозное управление Афганистаном переместится в Кандагар, где находится главная опорная база пуштунов-дуррани и куда на днях приехал духовный лидер талибов мулла Хайбибула.
Вопрос об инклюзивности
В первые дни после взятия Кабула новые власти давали обещания, что в правительство войдут «все те афганцы, у которых есть способности, возможности работать в соответствии со своей профессией». Но, согласно ряду утечек в СМИ, новые хозяева Афганистана решили убрать с ведущих ролей экс-президента страны Хамида Карзая, игравшего не последнюю роль в переговорах в Дохе. Обойдется новое правительство и без женщин, дал понять на днях замглавы политического отделения «Талибана» в Катаре Инаятулхак Ясини. По большому счету, в неофициальном шорт-листе ключевых позиций нового кабмина, появившемся к концу прошлой недели, не оказалось никого, кроме самих талибов.
Поддерживать правительство, в состав которого не войдут голоса оппозиции, «Талибан» сможет, но в долгосрочной перспективе оно потерпит неудачу, поделилась с «Известиями» своим мнением профессор Университета Питтсбурга (США) Дженнифер Муртазашвили, несколько лет прожившая в Афганистане.
— В афганской истории есть важный урок: правительства, которые не являются инклюзивными и включают только одну партию или фракцию общества, не способны эффективно управлять. Талибы, похоже, совершают ту же ошибку, что и США в Бонне в 2001 году (международная конференция по политическому будущему Афганистана, на которой с подачи американцев лидером республики стал Хамид Карзай. — «Известия»), не допуская другие группировки в это правительство, — заметила эксперт.
Между тем, как заявил 6 сентября глава МИД РФ Сергей Лавров, Россия примет участие в церемонии объявления нового правительства Афганистана, если его состав будет инклюзивным. По словам российского министра, будущий кабмин должен отражать «весь спектр афганского общества, включая талибов и другие этнические группы, не только пуштунов, — это узбеки, хазарейцы, таджики». Только в этом случае власти смогут обеспечить устойчивый переход к новой жизни, подчеркнул руководитель ведомства.
Ранее телеканал Al Jazeera сообщил, что «Талибан» пригласил Россию, Турцию, Китай, Иран, Пакистан и Катар принять участие в церемонии объявления нового афганского кабмина.