Диско-шанс: ABBA возродились, Дрейк разродился

Главные музыкальные новинки недели
Сергей Уваров
Фото: Global Look Press/Jens Kalaene/dpa-Zentralbild/dpa

Дрейк бросил вызов Канье, заручившись поддержкой Дэмиена Хёрста, ABBA вернулись 40 лет спустя, а Московская филармония отправилась в эпоху барокко. Первая неделя сентября оказалась исключительно богатой на яркие релизы — настолько, что в нашу подборку не попали, например, альбом Iron Maiden и сингл Стинга. А что же попало и почему? Ответ — в обзоре «Известий».

Синглы недели

ABBA «I Still Have Faith In You» и «Don’t Shut Me Down»

Воссоединение легендарной шведской группы — один из главных новостных поводов недели. Музыканты до последнего нагоняли туману и держали в тайне свои планы, но 2 сентября карты были раскрыты: поклонников ждет концертное шоу, где вместо живых артистов выступят их омоложенные голограммы, а исполнять они будут не только старые хиты, но и новый материал. Альбом Voyage выйдет в ноябре, пока же ABBA опубликовали два сингла.

I Still Have Faith In You балансирует между жанрами лирической баллады под фортепианный аккомпанемент и симфорокового гимна. Пожалуй, для ABBA эта композиция чересчур пафосна, но главное — здесь есть яркая мелодическая основа, и за это можно закрыть глаза и на перегруженную структуру, и на нескромную по меркам поп-музыки продолжительность (больше 5 минут).

Иное дело — танцевальная Don’t Shut Me Down. Это уже совершенно типичная ABBA, и, если не знать, что песня создана в XXI веке, можно решить, что перед нами какой-то неопубликованный материал начала 1980-х.

В целом по новым песням понятно, что ABBA не стали гнаться за музыкальной модой, но и обошлись без нарочитого ретро. Пожалуй, самое разумное решение для такого камбэка.

Клип недели

Kanye West «Come To Life»

Выпустив неделю назад свой долгожданный альбом Donda, Канье Уэст прочно оккупировал все мировые чарты. Так, в Apple Music треки из Donda держали 9 из 10 позиций ежедневного топа. Рэпер, правда, заявил, что диск был опубликован лейблом без его согласия: мол, он бы еще поработал. Но это не помешало мистеру Уэсту поддержать релиз новым видео на YouTube, а именно фрагментом третьей презентации Donda.

Номер Come To Life стал кульминацией шоу: Канье оказывается в доме детства, то есть его матери Донды, именем которой и назван альбом. Комнату и самого артиста охватывает огонь, а в это время в темноте стадиона ему навстречу идет Ким Кардашьян в подвенечном платье.

Все это происходило вживую, на стадионе, так что показанное действо можно воспринимать как арт-акцию и вместе с тем как часть одного огромного перформанса по выпуску в свет Donda. Однако даже чисто кинематографически, визуально ролик производит большое впечатление. Канье (он сам здесь значится режиссером) давно уже не просто рэпер. Раз за разом он заходит на территорию современного искусства, и Come To Life — яркий пример.

Альбом недели

Drake «Certified Lover Boy»

Если прошлая неделя прошла под знаком Канье, новая может стать звездным часом его главного конкурента — канадского рэпера Дрейка. И уж точно это будет время эпичной схватки двух гигантов хип-хопа за лидерство в чартах, причем победителя предсказать вряд ли кто-то возьмется.

У них на самом деле много общего. Оба сверхпопулярны, оба имеют репутацию крайне непростых в общении гениев, а еще оба любят переносить даты релизов альбомов и бесконечно кормить обещаниями поклонников, тем самым только подогревая интерес к своему творчеству.

Certified Lover Boy, как и Donda, должен был выйти давным-давно, но в итоге появился на стримингах только сейчас. Дрейк даже обыграл девятимесячный срок ожидания (первоначально планировалось, что диск появится в январе) обложкой пластинки: на ней — 12 эмодзи беременных девушек. Кстати, картинку эту нарисовал лично Дэмиен Хёрст, еще один гений-провокатор, и она моментально стала мемом. Кто только ее ни спародировал! Смех смехом, но сам факт привлечения к оформлению релиза мэтра contemporary art — сильный жест (кстати, вероятно, тоже в пику Канье, постоянно демонстрирующему свою художественную продвинутость).

Ну а хороша ли сама музыка? Да, это сильная штука, хотя и совсем иная, чем у Канье. Более мягкая, лиричная, даже мелодичная. А еще стилистически более цельная и лишенная такого религиозного уклона. Плюсы это или минусы, каждый слушатель пусть решает сам.

Трансляция недели

Гендель – «Роделинда, Королева Лангобардов»

Свой юбилейный — 100-й — сезон Московская филармония начала сразу с кульминации: 2 сентября в Москву приехал лучший в мире ансамбль современной музыки InterContemporain с российской премьерой Repons Пьера Булеза, а на следующий день в Концертном зале Чайковского стартовал фестиваль вокальной музыки Георга Фридриха Генделя «Мир горний и мир дольний». И если запись выступления французских мастеров пока не опубликована, хотя прямая трансляция на сайте филармонии была, то генделевские вечера вполне можно полностью послушать постфактум — и будущие тоже появятся в общем доступе.

Московская филармония уже много лет целенаправленно знакомит столичную публику с барочным репертуаром, устраивая концертные исполнения не только популярных ораторий Генделя, но и таких оперных раритетов, которые знакомы только исследователям и наиболее увлеченным меломанам, причем во всех этих исполнениях участвуют, как правило, звездные западные вокалисты, специализирующиеся на барочной музыке. Новый фестиваль не исключение. Для концерта-открытия была символично выбрана «Роделинда» — один из тех шедевров, с которых в XX веке и началось возрождение интереса к оперному творчеству Генделя.

Не сказать, что в России она малоизвестна — достаточно вспомнить недавнюю постановку Большого театра. Но в данном случае козырь — в солистах. Главная звезда — британский контратенор Йестин Дэвис (свергнутый король лангобардов Бертарид), обладатель голоса удивительной красоты и гибкости, а также актерской харизмы. Вполне убедительна и сопрано из Ирландии Анна Девин в образе жены Бертарида Роделинды, хотя сам ее тембр лишен яркой индивидуальности, а на высоких нотах порой появляется излишнее вибрато.

Отдельно стоит упомянуть Государственный академический камерный оркестр России, который под управлением Кристофера Мулдса демонстрирует образцовое барочное звучание.

Наконец, особый бонус для широкой публики — русские субтитры. Для первого знакомства с «Роделиндой» такой вариант куда предпочтительнее записей театральных постановок, в изобилии представленных в Сети.