Снова футбол, мама: марвеловский экшен против русских спортсменок

Что смотреть в кино в эти выходные
Дарья Ефремова
Фото: Революция Фильм

Среди новинок проката — сентиментальная спортивная комедия «Нефутбол», атмосферный испанский ретротриллер и марвеловский блокбастер, претендующий на азиатский бокс-офис. «Известия» выбрали главные кинопремьеры этого уикенда.

«Нефутбол»

Режиссер: Максим Свешников. В ролях: Любовь Аксенова, Егор Корешков, Юлия Топольницкая, Алина Алексеева, Александра Кузенкина, Полина Ауг

Фильм Максима Свешникова «Нефутбол» — новая серия в череде полюбившихся зрителю отечественных околоспортивных релизов. Это несколько инфантильная феминистская комедия о крушении гендерных стереотипов и о том, что исключительно мужских профессий не бывает. Главная героиня, капитан женской футбольной сборной таганрогского завода «Металлург» Даня Белых (Любовь Аксенова), привычна к нападкам и только глаза закатывает в ответ на увещевания: «Вон у Ленки уже двое детей, а ты всё за мячиком гоняешься». Но теперь ее постигла череда неурядиц, куда более существенных, чем вялые упреки окружающих. Отсутствие финансирования, уход ключевых игроков, болезнь тренера — в общем, сборная приказала долго жить.

Даня совершает невозможное — собирает команду из бывших одноклассниц, разыскивая их по всему городу и вырывая из привычного уклада, сложившегося у них, в соответствии с законами жанра, по-обывательски банально: Надька — разведенка, Ленка — многодетная мать, Алия — продавщица в семейном бизнесе и торгует на базаре овощами... Даня внушает подругам новый уровень уверенности в себе: не тетка с рынка, а вратарь от Бога, «реакция — муха не пролетит»; не домохозяйка, а рыжая молния, которая играет почти как Месси. В общем, «бабоньки, погнали».

Главная идея фильма — шаблоны, лишний вес и неуверенность в себе пора отправить на скамейку запасных. Девчонки рвутся к победе не только в спорте, но и в жизни. «Нефутбол» позиционируется как фильм от создателей ленты «Любовницы», где яркие молодые актрисы Паулина Андреева, Александра Бортич и Юлия Александрова с наслаждением строили каверзы мужчинам, проштрафившимся на любовном фронте, попутно открывая в себе гуру и дерзких фурий русской феминистической повестки. Футбольные девушки слегка модернизировали этот анахронизм: они не мстят, не примеряют наряды из «кино для взрослых». Просто гнут свою линию, сформулированную, как ни странно, мужчиной — новым тренером в исполнении Егора Корешкова: никому вы, девчонки, ничего не должны — ни замужества, ни детей, ни борщей. А кто их обязывает-то? Их провинциальные мамы!

«Шан-Чи и легенда десяти колец»

Режиссер: Дестин Дэниел Креттон. В ролях: Симу Лю, Аквафина, Мэнъэр Чжан, Фала Чэнь, Флориан Мунтяну, Бенедикт Вонг, Мишель Йео, Тони Люн

Блокбастер с супергероем-азиатом задумывался в недрах Marvel давно. Еще в 1980-е продюсеры компании приглашали на главную роль Брэндона Ли — образ его легендарного отца, Брюса Ли, как раз вдохновлял художника Пола Гуласи, когда он создавал истории о китайском мастере боевых искусств Шан-Чи. Начинается фильм с рассказа о мальчике, который был воспитан злобным и амбициозным отцом, китайским деспотом Вэньву, как идеальная машина для убийств. Однако эта миссия парня не прельщала. Шан-Чи (Симу Лю) сбежал из Поднебесной, переехал в США, назвался Шоном, устроился парковщиком в гостиницу, подружился с девушкой Кэти (Аквафина). Всё было хорошо, пока не объявилась младшая сестра Шан-Чи — Сялин. Как оказалось, ее преследуют злоумышленники в надежде отобрать семейную реликвию — древние кольца, многократно усиливающие сверхспособности. И тут кино оборачивается фильмом-становлением, повествующим о превращении «штатского» молодого человека в супергероя.

Режиссеру удалось совместить жанр зрелищного блокбастера с фантазийной костюмной сказкой, местами напоминающей аниме. Главной звездой картины стал Тони Люн, обладатель награды Каннского кинофестиваля и любимый актер Вонга Кар-Вая. Его Вэньву — глубоко трагический антагонист, несправедливый и жестокий, потонувший в собственной боли.

«В западне»

Режиссер: С. К. Дэйл. В ролях: Меган Фокс, Оуэн Мэкен, Каллэн Мулвей, Амл Амин

Герметичный триллер с красивой метафорой о неразлучной паре и кровавом кошмаре. Эмма и Марк — состоятельная пара под сорок, чья семейная лодка дала течь: супруги изменяют друг другу. Но если преуспевающий юрист Марк просто имеет краткосрочные интрижки на стороне, то с Эммой всё хуже: она всерьез влюблена в партнера мужа. Кажется, еще не поздно всё исправить, и Марк приглашает Эмму в ресторан. Разговор не клеится, но затем они проводят вместе ночь, а на следующее утро героиня обнаруживает себя прикованной наручниками к трупу застрелившегося Марка. Эмоциональные и житейские цепи находят материальное воплощение. Вместе — никак, но и врозь — никак, и неверная жена оказывается не в силах отделаться от посмертной судьбы ставшего ненужным супруга. Красивая с точки зрения картинки лента (в кадре — сексуальная Меган Фокс на острых каблуках в перемазанной кровью сорочке на фоне роскошных интерьеров) построена на хичкоковском саспенсе: Эмма ожидает нападения нанятых ее же мужем бандитов.

«Дом улиток»

Режиссер: Макарена Асторга. В ролях: Хавьер Рей, Пас Вега, Карлос Алькантара, Фернандо Техеро

Мистический триллер дебютантки Макарены Асторги — квинтэссенция атмосферной испанской ретрожути. Здесь и драматические пейзажные красоты забытого Богом и погрузившегося в безвременье патриархального городка где-то в окрестностях Малаги, и скрип половиц, и волки-оборотни в полном опасностей диком лесу, и дух Франсиско Гойи и Гильермо дель Торо.

Готичный в своем замогильном великолепии — и весьма обаятельный при этом фильм с удовольствием эксплуатирует шаблоны. Протагонист, молодой писатель Антонио (Хавьер Рей), решив отдохнуть от городской суеты, отправляется в глухомань. Красивая, но странная аборигенка сдает ему дом, но все местные жители как по команде оказывают чужаку крайне недоброжелательный прием. Вокруг растерянного постояльца сгущается чертовщина… Да, есть еще священник и зловещая собачка, напоминающая египетского псоглавого бога Анубиса.

«Яблоки»

Режиссер: Христос Нику. В ролях: Арис Серветалис, София Йорговассили, Анна Калаициду, Аргирис Бакирцис

Номинированный на «Оскар-2021» от Греции полнометражный дебют Христоса Нику был также представлен на Венецианском кинофестивале прошлого года. В Афинах разгорается необычная эпидемия, люди внезапно теряют память. Жертвой болезни становится и Арис — его находят на остановке автобуса без документов. В реабилитационном центре он узнает, что восстановить память невозможно. Взамен ему предлагают программу по созданию новой личности. После лечения Арис отправляется в снятые для него апартаменты, где получает по телефону команды, тренирующие житейские навыки: «попробуй прокатиться на велосипеде», «прыгни с 10-метровой вышки в бассейн», «иди в бар и познакомься с девушкой», «займись с ней сексом в туалете»... Арис встречает девушку, но уединиться в разгар шумной вечеринки предлагает она сама. Обольщаться, конечно, не стоит: она живет по той же «беспамятной» программе, только на шаг вперед.

Наивный сюжет банализирует развязка: последним кейсом оказывается необходимость похлопотать об умирающем в больнице, побыть с ним до его последнего часа, а потом помочь его родственникам. Когда Арис всё это проделывает, выясняется, что потеря памяти была бессознательным побегом от действительности. Герой возвращается в свой дом, несет цветы на могилу жены и ест яблоки, которых до того упорно избегал. Где-то он слышал, что они способствуют укреплению памяти.