Кто в водах хозяин: что США хотят доказать Пекину в Южно-Китайском море

И насколько высоки риски реального военного столкновения в регионе
Наталия Портякова
Фото: Global Look Press/U.S. Navy

Регион Южно-Китайского моря все отчетливее становится ареной для выяснения отношений США и их главного геополитического соперника КНР. На этой неделе Белый дом анонсировал поездку вице-президента Камалы Харрис в Сингапур и Вьетнам с целью укрепить сотрудничество по «защите международных правил навигации в ЮКМ», более 80% акватории которого контролирует, считая своей, Китай. Ранее с той же целью — защищать свободу навигации в ЮКМ — глава Госдепа Энтони Блинкен объявил о стратегическом сотрудничестве с Индонезией, а Филиппинам, оспаривающим у Пекина острова Спратли, пообещал помощь в случае атаки. Военное присутствие в регионе усиливают и союзники Вашингтона: на этой неделе впервые за почти 20 лет корабль в ЮКМ отправила Германия, ударная группа британских авианосцев уже там, на подходе и индийская эскадра. Что из этого может выйти — в материале «Известий».

Куча мала

С тех пор, как в 2009 году Пекин объявил около 80% спорной акватории Южно-Китайского моря, богатой рыбой и предположительно месторождениями нефти и газа, своей территорией, бросить этому вызов активно пыталась каждая новая американская администрация. Однако Джо Байден и его соратники взялись за дело особо ретиво, причем в излюбленной нынешним президентом США манере — не в одиночку, а сообща с партнерами.

В начале этой недели в регион ЮКМ впервые с 2002 года был отправлен немецкий фрегат «Бавария». Как заявили в Берлине, в ходе семи месяцев плавания по региону корабль будет придерживаться общепринятых маршрутов — то есть фрегат не пройдет через Тайваньский пролив, чем не раз грешили корабли США, наталкиваясь на явное недовольство Китая. Вместе с тем, немцы дали четко понять, что миссия «Баварии» призвана подчеркнуть тот факт, что Германия не принимает территориальные претензии Китая в акватории.

С тем же посылом на прошлой неделе в ЮКМ, где уже дислоцировано немалое число кораблей США, отправилась ударная группа британских авианосцев, включая печально известный в России эсминец Defender. А в ближайшее время компанию им составят четыре военных корабля Индии, о двухмесячном развертывании которых в Дели сообщили на этой неделе.

Камала Харрис
Фото: REUTERS/Elizabeth Frantz

Параллельно США принялись включать в компанию сторонников свободы навигации в ЮКМ (а, по сути, в число открытых противников почти полновластного владычества там Китая) и страны Юго-Восточной Азии. 3 августа, будучи в Джакарте, госсекретарь США Энтони Блинкен торжественно сообщил о запуске «стратегического диалога» с Индонезией — в первую очередь по вопросам защиты свободы судоходства в ЮКМ и «для предотвращения киберпреступности», что также стало плохо завуалированным намеком на Китай.

Чуть ранее тот же Блинкен заверил Филиппины, которые наряду с Вьетнамом, Брунеем, Малайзией и Тайванем оспаривают права КНР на часть территорий в ЮКМ, что США придут стране на помощь в случае атаки.

Апофеозом усилий США по расширению круга несогласных с доминированием в ЮКМ Китая станет визит в Сингапур и Вьетнам вице-президента США Камалы Харрис в 20-х числах августа. Как сообщил на этой неделе Белый дом, в ходе поездки вице-президент «собирается подчеркнуть, что проход для торговли по всему ЮКМ должен быть свободным, и ни одна страна не должна неуважительно относиться к правам других».

По нарастающей

В 2016 году созданный Гаагским судом Трибунал, рассматривающий иск Филиппин против Китая о принадлежности спорных островов Спратли в ЮКМ, вынес решение, что у Пекина нет ни исторических, ни юридических прав на суверенитет над ними. Китай, как известно, юрисдикцию Гаагского суда не признал и продолжил возводить в море рукотворные острова и насыщать регион военной инфраструктурой по всему периметру так называемой «линии девяти пунктиров» (U-образная линия, которую Пекин использует для определения своих территориальных требований в ЮКМ).

Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency/Petty Officer 2nd Class Markus C

В честь недавней пятой годовщины решения международного суда МИД Китая вновь напомнил о своем отношении к этому, назвав вердикт «не более чем клочком макулатуры». А на нынешнее скопление иностранных военных кораблей в ЮКМ ответил тем же — направил туда новые корабли и самолеты и объявил о военно-морских учениях. На прошлой неделе, реагируя на отправку в ЮКМ британских авианосцев, официальная газета «Хуаньцю шибао» призвала власти страны взять пример с российских военных и применить силу, «если британская авианосная ударная группа не будет соблюдать соответствующие положения «Конвенции ООН по морскому праву» для осуществления «мирного прохода» или открыто войдет в 12-мильную зону, окружающую рифы архипелага Спратли».

— Китай направил свои корабли военно-морского флота и береговой охраны, чтобы следить за каждым другим военным кораблем, проходящим через ЮКМ. И будет продолжать в том же духе, чтобы поддерживать имидж подавляющей силы в ЮКМ, а также пытаться препятствовать или влиять на военно-морскую деятельность других стран, — сказал «Известиям» директор Института морских дел и морского права Филиппинского университета Джей Батонгбакал.

При этом, если в прошлом многие страны региона были довольно сдержаны в противостоянии Китаю в ЮКМ, то со временем осторожность уступила место более открытой артикуляции недовольства притязаниями Пекина.

— Япония уже указала, что независимость Тайваня напрямую влияет на его безопасность. Индия, Австралия, Вьетнам и союзники по НАТО понимают, что они стоят перед жестким выбором, как предотвратить китайское господство в Восточной Азии, — пояснил «Известиям» профессор международного морского права Военно-морского колледжа США Джеймс Краска.

Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency/Seaman Alexander Williams

У небольших стран Азии, в свою очередь, не осталось иного выбора, кроме как стремиться к партнерству в области безопасности с другими крупными державами, «чтобы противостоять очевидной силе Китая или компенсировать ее, когда дело доходит до морских и территориальных вопросов», сказал филиппинский эксперт Джей Батонгбакал.

Опасные игры

По мнению Джеймса Краска, на фоне усиления военной активности с обеих сторон риск вероятного инцидента в ЮКМ «серьезен и растет».

— ЮКМ в 15 раз больше Персидского залива, и ни одна страна не может претендовать на океан в качестве своего суверенного владения, — отметил эксперт, подразумевая, что другие государства продолжат оспаривать претензии КНР в регионе.

Между тем, профессор Азиатско-Тихоокеанского центра исследования проблем безопасности в Гонолулу Александр Вувинг заверил «Известия», что реальной войны в ЮКМ, через которое проходит 40% торговли Китая с внешним миром, не хочет ни Пекин, ни США, Индия, Великобритания, Германия или любая другая крупная страна.

— Я думаю, что глубинная причина, по которой эти крупные державы направляют свои военные корабли в ЮКМ, заключается в том, что они не хотят, чтобы иерархический порядок Китая, представленный его «линией девяти пунктиров», вытеснил собой международное право, представленное Конвенцией ООН по морскому праву, на главной водной магистрали, соединяющей Тихий и Индийский океаны, — пояснил эксперт «Известиям».

Фото: Global Look Press/Sipa Asia/He Jinghua

По мнению Александра Вувинга, это превращает регион в арену для chicken game — игры, когда два автомобиля несутся друг на друга с огромной скоростью и проигрывает тот, кто сворачивает первым. То есть обе стороны будут обострять до определенного момента, но сделают все, чтобы предотвратить реальное военное столкновение.