Второй по значимости дипломат США — первый замгоссекретаря Уэнди Шерман — завершила 26 июля свой визит в КНР. На фоне напряженности в двусторонних отношениях ожидания от ее встреч с китайскими коллегами были заведомо невысокими. Вашингтон в лице Шерман в очередной раз высказал свою озабоченность «прегрешениями» Пекина, получив в ответ не менее внушительный набор претензий со стороны китайских визави. Тем не менее, как считают эксперты, невзирая на чрезмерно жесткую риторику с обеих сторон, нынешний визит способен проложить путь к диалогу по вопросам торговли и даже к встрече лидеров КНР и США в кулуарах октябрьского саммита G20 в Италии.
«Отбойники» и булочки на пару
На первую для администрации Джо Байдена встречу американских и китайских дипломатов на Аляске в марте этого года эксперты и СМИ возлагали хотя бы робкие надежды. В отличие от нее нынешний визит в КНР первого замгоссекретаря США Уэнди Шерман изначально не сопровождался даже малейшими иллюзиями на возможность потепления в американо-китайских отношениях.
Незадолго до визита, который Пекин, к слову, официально подтвердил за считаные дни до его начала, администрация Байдена при поддержке многих западных стран обвинила госструктуры Китая в дирижировании кибератаками на серверы компании Microsoft. КНР отвергла их в качестве «сфабрикованных из воздуха». И более того — в разрыве с традиционной практикой идти на какие-то символические жесты доброй воли в отношении Штатов накануне важных встреч объявила 23 июля о санкциях против шести физических лиц и одной компании США в ответ на американские рестрикции против китайских чиновников в Гонконге.
Как дали загодя понять в администрации Байдена, цель переговоров, о которых американцы попросили сами, состоит не в обсуждении конкретных вопросов, а в том, чтобы сохранить открытыми каналы связи на высоком уровне и «продвигать интересы и ценности США и ответственно управлять отношениями». Как метафорично пояснил официальный представитель Госдепа Нед Прайс, сообщая о задаче Уэнди Шерман на встречах с ее китайским визави Се Фэном, курирующим отношения с США, и главой МИД КНР Ван И в городе Тяньцзин 26 июля, Вашингтон стремится «обеспечить наличие «отбойников» в отношениях с Пекином, чтобы конкуренция не переросла в конфликт».
Разумеется, тирада про «отбойники» не осталась незамеченной в Китае. Издание Global Times тут же обвинило американцев в желании соорудить такой «отбойник», который для Китая станет «тюрьмой, окруженной проволочным забором». И пригрозило, что в таком случае главным достижением поездки Уэнди Шерман станет разве что знакомство с «вкусной тяньцзиньской булочкой с начинкой на пару».
Коктейль из обвинений
В Тяньцзине Уэнди Шерман пришлось «угощаться» не только местными деликатесами, но и внушительным коктейлем из обвинений. Впрочем, начала она первой. В частности, выразила озабоченность США «антидемократическими репрессиями Пекина в Гонконге, геноцидом и преступлениями против человечности в Синьцзяне, злоупотреблениями в Тибете, ограничениями доступа к СМИ и свободе прессы». И, разумеется, не умолчала об обеспокоенности поведением КНР в киберпространстве, в районе Тайваньского пролива и в Восточном и Южно-Китайском морях.
Не стали деликатничать в ответ и китайские товарищи. Например, замглавы МИД республики Се Фэн заявил, что китайско-американские отношения зашли в тупик исключительно по вине США.
«Есть ощущение, что все правительство и все общество проводит кампанию, направленную на то, чтобы низложить Китай. Как будто если его развитие будет остановлено, все внутренние и внешние проблемы США исчезнут и Америка снова станет великой… Как будто американской стороне не о чем говорить, кроме как о Китае», — обрушился на визави товарищ Се.
Коснулся он и проблемы, на которую американцам часто пеняют в Москве, — навязывание «международного порядка, основанного на правилах». Это американская версия «закона джунглей», где США отказываются от общепринятого международного права и попирают мировую систему, чтобы получать прибыль и запугивать других, прямо заявил Се Фэн.
Напоследок же собеседник Уэнди Шерман поднял тематику прав человека, но уже без традиционных оправданий действий Китая, а скорее в духе выражения «чья бы корова мычала». Никаких оснований считать себя главными радетелями за права человека у США нет, безапелляционно заметил Се Фэн, напомнив своей коллеге о геноциде коренных народов в Америке, смерти более чем 620 тыс. человек в результате неэффективного реагирования властей на COVID-19 и о том, как часто США провоцировали кровопролитные войны во всем мире.
Надо чаще встречаться
Несмотря на все более жесткую риторику с обеих сторон, немало экспертов сочли, что даже такой недружеский, но честный диалог способен проложить путь к другим контактам между представителями США и Китая.
Пока переговоры между странами проводились лишь на дипломатическом фронте, но в будущем можно ожидать возобновления диалога по торговле и в других областях, сказал «Известиям» директор Центра американских исследований при Фуданьском университете У Синьбо.
— С момента вступления президента США Джо Байдена в должность его администрация следует стратегии эпохи Трампа, характеризующейся сильным давлением на Китай. Но такой подход оказался менее эффективным, чем он ожидал, и теперь Байден ищет другой обходной путь, — пояснил эксперт, отметив, что в США ощущают все большую необходимость в координации с Китаем на различных фронтах, включая проблематику Ирана, Афганистана, изменение климата и торговли.
Директор проекта China Power в Центре стратегических и международных исследований (CSIS) в Вашингтоне Бонни Лин и вовсе выразила уверенность в интервью британской Guardian, что нынешнее общение вполне может стать отправной точкой к подготовке встречи лидеров двух стран на саммите G20 в октябре в Италии, поскольку «в интересах обоих правительств иметь возможность продемонстрировать некоторые «победы».
Встреча Си Цзиньпина и Джо Байдена возможна, признал, в свою очередь, в беседе с «Известиями» эксперт Института Дальнего Востока РАН, китаист Василий Кашин.
— Она даже необходима, в том числе из-за меняющейся военной динамики в регионе и необходимости согласовать определенные правила игры. Хотя такая встреча не изменит кардинально взаимоотношения между странами и не должна восприниматься как шаг к потеплению, — сказал эксперт.
Вместе с тем личное общение лидеров позволит как минимум восстановить диалог и каналы коммуникации после встречи в Анкоридже, резюмировал востоковед.