18-летняя студентка РАНХиГС Валерия Башкирова, сбившая троих детей (двое из них погибли) на пешеходном переходе в столичном районе Солнцево, вряд ли сможет избежать наказания, считают юристы. По их мнению, ей может грозить до семи лет лишения свободы. При этом изначально произошедшее было квалифицировано по статье средней тяжести, а обвиняемую отправили под домашний арест. Однако прокуратура Москвы уже потребовала предъявить Башкировой обвинение по ч. 5 ст. 264 УК РФ («Нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц») и ходатайствовать о заключении ее под стражу. Опрошенные «Известиями» эксперты указывают на необходимость изменения национальных стандартов, которые позволяют на законных основаниях не оборудовать многополосные дороги регулируемыми пешеходными переходами или «лежачими полицейскими».
«Незамедлительно предъявить обвинение»
На месте смертельного ДТП, произошедшего 16 июля на улице Авиаторов в Москве, образовался стихийный мемориал. Москвичи несут к «зебре» цветы и мягкие игрушки.
В пятницу автомобиль Mazda сбил здесь троих детей, которые шли по нерегулируемому пешеходному переходу с мамой и бабушкой. Удар оказался такой силы, что малышей, младшему из которых исполнилось девять месяцев, буквально раскидало по проезжей части. Двое старших — четырех и пяти лет — позже скончались в больнице.
Участок дороги, на котором произошла трагедия, двухполосный с односторонним движением. Машина на ближайшей к пешеходам полосе остановилась и пропустила людей, но следовавшая по второй Mazda даже не попыталась сбавить скорость.
За рулем иномарки была 18-летняя студентка факультета журналистики РАНХиГС Валерия Башкирова. Виновница аварии рассказала, что не заметила пешеходов, так как в момент происшествия пользовалась телефоном, сообщил МК.
После ДТП девушке предъявили обвинение по статье о нарушении правил дорожного движения и отправили под домашний арест. Трагедия в Солнцево, унесшая жизни двоих детей, вызвала широкий резонанс — в воскресенье депутат Александр Хинштейн сообщил о намерении добиться обжалования решения об избрании меры пресечения.
«Сделаем всё, чтобы не «отделалась», — написал парламентарий на своей странице в Twitter.
В этот же день прокуратура Москвы потребовала переквалифицировать действия обвиняемой в совершении ДТП в Солнцево и изменить ей меру пресечения.
— В настоящее время женщине предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 264 УК РФ («Нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека») и избрана мера пресечения в виде домашнего ареста. Прокуратура потребовала от органов полиции незамедлительно предъявить женщине обвинение по ч. 5 ст. 264 УК РФ («Нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц») и возбудить перед судом ходатайство об избрании ей меры пресечения в виде заключения под стражу, — сообщили в ведомстве.
Почему Башкирова дома
Тот факт, что Башкирова смогла отделаться домашним арестом, возмутил даже блогера Эрика Китуашвили, известного в Сети как Давидыч. При этом он сам нарушал правила дорожного движения 674 раза, имеет два неоплаченных штрафа на 3,5 тыс. рублей и 32 тыс. рублей долга по налогам и сборам, ранее писали «Известия».
«Валерия Башкирова на пешеходном переходе сбила Трех детей. Двое детей насмерть! Суд отправил ее на Домашний Арест!» — написал он в Instagram (орфография и пунктуация сохранены).
Мера пресечения в виде домашнего ареста была избрана в связи с тем, что преступление не носило умышленный характер, а также учитывались иные положительные характеристики личности обвиняемой, считает управляющий партнер юридической компании AVG Legal Алексей Гавришев.
— Данная мера избиралась до того, как стало известно о смерти второго ребенка. Вместе с тем мера пресечения в виде домашнего ареста автоматически не означает, что наказание будет мягким, и избирается, если есть основания полагать, что виновница не будет скрываться от следствия, уничтожать доказательства и влиять на свидетелей, — пояснил он «Известиям». — Уместно напомнить, что артист Михаил Ефремов также был под домашним арестом, но получил почти максимальное наказание в виде 7,5 года колонии общего режима.
С учетом факта гибели второго ребенка девушке грозит серьезное наказание, уверены юристы.
— Вследствие наступивших в результате ДТП последствий первоначальное обвинение будет изменено. Действия водителя подлежат квалификации по ч. 5 ст. 264 УК РФ — «Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц», наказание по которой — до семи лет лишения свободы, — уверен член Адвокатской палаты Москвы Александр Иноядов.
По его словам, если будет подтвержден факт нахождения водителя в состоянии опьянения, то его действия подлежат квалификации по п. «а» ч. 6 ст. 264 УК РФ, наказание — от восьми до 15 лет лишения свободы. На практике суды принимают решения о реальном лишении свободы в таких случаях, подчеркнул эксперт. Размер наказания будет зависеть и от отношения привлекаемого лица к обвинению, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств.
— Я знаю случай, когда девушка-водитель за подобное ДТП отбывала назначенное наказание в виде лишения свободы и после рождения у нее ребенка, — заключил Александр Иноядов.
Слишком много доказательств
Сейчас произошедшее на улице Авиаторов расценивается как преступление средней тяжести, но с учетом новых обстоятельств оно может быть переквалифицировано и стать тяжким, отметил член Ассоциации юристов России Антон Бибаров-Государев.
— В любом случае мера пресечения, безусловно, вызывает недоумение: а почему не заключение под стражу? — задался он вопросом в беседе с «Известиями».
Пользователи соцсетей волнуются, что девушка вообще сумеет избежать наказания. Но представить такое сложно, уверен эксперт.
— К сожалению, загладить вину полностью здесь вряд ли получится, всё-таки двух детишек уже не вернуть. На какие бы уловки ни шли защитники обвиняемой, слишком много доказательств и слишком велика потеря. Думаю, внимание общественности к этому делу не позволит спустить его на тормозах, — подчеркнул Антон Бибаров-Государев.
При этом факт пользования мобильным телефоном во время управления автомобилем, если он будет доказан, — административное правонарушение, которое будет рассматриваться отдельно от уголовного дела, добавил он.
Системная проблема
Причина трагедии куда масштабнее, чем об этом можно судить на первый взгляд, считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. По его словам, каждый год по всей России происходят сотни ДТП на нерегулируемых переходах, когда одна машина останавливается пропустить пешеходов, а другая — в соседней полосе — проезжает, не тормозя.
Для исправления ситуации необходимо вносить изменения в нацстандарты, уверен Петр Шкуматов. На автомагистралях необходимо строить надземные и подземные переходы. На трассах более низкой технической категории, но имеющих четыре и более полос движения, пешеходные переходы должны быть только регулируемыми, уверен эксперт. На дорогах более низких технических категорий в отдельных случаях можно ограничиться только «зеброй», но непременно в паре с «лежачим полицейским», считает он.
— Небрежность наблюдается как со стороны автомобилистов, которые «залипают» в телефоне, так и со стороны родителей, которые нередко отпускают детей впереди себя. Эти два фактора и привели к трагедии в Солнцево, — отметил эксперт. — Не стоит тратить эмоции на попытки линчевать виновных. Решение проблемы — «лежачие полицейские», которые спасают ситуацию, даже если водитель отвлекся. Его внимание в любом случае возвращается после удара в подвеску.
Скорость автомобиля, который сбил детей, была невысокой. Если бы переход был оснащен «лежачим полицейским», исход происшествия был бы не столь трагичным, полагает собеседник «Известий».
— Цена «лежачего полицейского» — всего 9 тыс. рублей. Сегодня, кстати, его установили на пешеходном переходе, где случилась трагедия. Жаль, что это было сделано поздно, — заключил Петр Шкуматов.
Второй инструмент безопасности — светофоры с кнопкой вызова. Водитель, который в другой ситуации может не заметить пешеходов за остановившейся или притормаживающей машиной, красный свет увидит обязательно и остановится, добавил специалист.