Дрейк напоминает о себе дуэтом с молодым коллегой, Оксимирон читает Мандельштама, а Lil Peep воскресает из мертвых — увы, только в музыке. Свежая подборка «Известий» почти целиком посвящена рэпу, как отечественному, так и зарубежному. Впрочем, эти релизы вполне могут изменить ваше отношение к жанру и его создателям.
Сингл недели
Brent Fayaz feat. Drake «Wasting Time»
Поклонники рэпера Дрейка уже устали ждать его новый альбом — релиз, планировавшийся еще зимой, бесконечно откладывается, сейчас исполнитель обещает выпустить пластинку до конца года. Но, как выясняется, интенсивная работа над собственной записью не мешает ему участвовать в коллаборациях с коллегами по цеху. Пример тому — дуэт с восходящей хип-хоп звездой Брентом Фаязом, для трека которого Дрейк начитал целый монолог.
В целом получился лиричный среднетемповый r’n’b с упругим битом, проникновенными сэмплами, струнными и меланхоличным вокалом Фаяза. А рэп-вторжение Дрейка вносит нерв в эту расслабленную композицию.
В целом же это хорошее опровержение стереотипа, что хип-хоп — обязательно нечто примитивное. «Wasting Time» настолько хитроумно спродюсирован, здесь столько ингредиентов, что упрекать авторов в прямолинейности было бы по крайней мере странно. Кстати, соавтор трека — Фаррелл Уильямс, известный своей работой с Мадонной, Jay-Z, Бритни Спирс и другими звездами первой величины. Интересный вопрос, как не самый известный представитель жанра Брент Фаяз смог собрать таких тяжеловесов, как Уильямс и Дрейк, но слушатель только в выигрыше. Осталось дождаться, когда у Дрейка найдется всё-таки время на самостоятельное творчество.
Клип недели
Oxxxymiron «Стихи о неизвестном солдате»
Один из самых амбициозных проектов на стыке высокой поэзии и популярной музыки — «Сохрани мою речь» к 130-летию со дня рождения Осипа Мандельштама — завершился выпуском клипа Оксимирона «Стихи о неизвестном солдате». К юбилею классика отечественной литературы, который отмечался в 2020 году, целый ряд отечественных звезд с подачи сценариста Ромы Либерова создали песни на стихи Мандельштама. Аудиоверсии вышли в виде альбома, а затем стали публиковаться один за другим видеоролики на эти композиции.
«Стихи о неизвестном солдате» снял клипмейкер Дима Масейкин, и это, пожалуй, самая претенциозная короткометражка. Черно-белая картинка, впечатляющая локация в виде какого-то огромного монастыря на склоне горы, суровые мужчины, зачем-то устраивающие на выходе из храма бой и в конце растворяющиеся в небесном свете... Глянцевитого пафоса здесь, пожалуй, чересчур — обжигающие строки Мандельштама плохо рифмуются с безупречной картинкой, будто взятой из дорогой компьютерной игры. Да и сам Окси в кадре не появляется. И всё же можно только приветствовать попытку взглянуть на классическую поэзию через призму современных аудиовизуальных жанров и найти какие-то точки соприкосновения.
Альбом недели
Lil Peep & Lil Tracy «Castles II»
В 2017 году музыкальную индустрию потрясла смерть рэпера Lil Peep. Парню был всего 21 год, и он считался одной из самых многообещающих фигур современного хип-хопа. Но, что интересно, именно после трагического события музыка Lil Peep обрела настоящую популярность: ранее изданные альбомы и синглы ворвались в чарты, а новые записи, созданные артистом, но не выпущенные при жизни, стали появляться, как грибы после дождя. Как тут отделить память о кумире от банального стремления заработать на хайпе — вопрос философский. В конце концов, неизвестно, одобрил бы сам Lil Peep публикацию еще не доведенных до ума треков. Но против чего он бы точно не возражал, так это против переиздания его последней изданной при жизни работы — мини-альбома «Castles II», записанного совместно с Lil Tracy. На днях он вышел в виде цифрового релиза на всех основных стриминговых платформах, и, пожалуй, по нему в первую очередь и надо судить о юном феномене со смешным именем Lil Peep.
Формально оставаясь на территории хип-хопа, Lil Peep тем не менее создавал удивительно мелодичную музыку, приправленную атмосферной электроникой. Вдобавок он не чурался гитар, фортепиано и прочих нетипичных для рэпа инструментов. Да, мотивы здесь предельно простые, но — цепляющие и погружающие в транс. Впрочем, даже некоторое однообразие вокальных партий не делает этот пятитрековый релиз скучным. Всё дело в изобретательности аранжировок. Правда, все композиции одинаково мрачны. Сегодня, когда мы знаем, чем всё закончилось, это воспринимается особенно остро — как печальное прощание с миром.
Трансляция недели
«Истории с оркестром» Владимира Юровского
Цикл концертов «Истории с оркестром» — ежегодный проект Владимира Юровского и Московской филармонии, аналогов которому сегодня, пожалуй, нет. Каждый вечер Государственный академический симфонический оркестр под руководством своего теперь уже экс-худрука исполняет оригинальные, подчас концептуальные программы, полностью придуманные Юровским. Но главное — дирижер предваряет музыкальные номера развернутыми, невероятно увлекательными конферансами. И слушать его, признаемся, интереснее, чем профессиональных лекторов. Юровский даст фору любому музыковеду по глубине знания материала, вдобавок видит его «изнутри» как интерпретатор, но еще и умеет облекать это в блестящую ораторскую форму — талантом рассказчика он владеет ничуть не хуже, чем дирижерской палочкой.
В очередном цикле самой, пожалуй, неожиданной и интригующей программой оказался вечер произведений Геннадия Гладкова (полную запись можно найти на YouTube). Казалось бы, ну где интеллектуал, ценитель авангарда Юровский — и где автор легкомысленной музыки к «Бременским музыкантам»? Но Юровский и словом, и делом (то есть музыкой) доказывает, что Гладков на самом деле фигура гораздо более масштабная, чем можно судить по его популярным мелодиям из мультфильмов. Исполняя, в том числе впервые, его симфонические и сценические произведения, а также композиции из малоизвестного мультфильма «Синяя птица», дирижер вписывает имя Гладкова в один ряд со Шнитке, Губайдулиной и другими советскими авторами, к которым никто никогда не относился снисходительно, даже несмотря на их работу в кино и мультипликации.