Доставить на место: объем онлайн-заказов в ресторанах вырос вчетверо

Где еще столичные власти могут ввести QR-коды
Евгения Перцева, Марина Бочкарева, Зоя Игумнова
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

В первый день посещения ресторанов и кафе по QR-кодам объем онлайн-заказов из заведений общепита столицы вырос в четыре с лишним раза — на 340%. Об этом свидетельствует информация оператора фискальных данных «Платформа ОФД», с которой ознакомились «Известия». Объем заказов в самих заведениях ожидаемо снизился: в натуральном выражении 28 июня он был на 30% меньше, чем неделю назад. Работа в условиях ограничений позволяет рестораторам сохранить значительную часть выручки в отличие от полного локдауна, подчеркивают эксперты. Власти Москвы анонсировали распространение практики QR-кодов на новые сферы. В ближайшее время их могут ввести при посещении театров, рассказал «Известиям» источник в столичном правительстве.

Общепит взяли в рамки

С 28 июня в рестораны столицы и Подмосковья могут попасть лишь вакцинированные, переболевшие (в последние полгода) или люди с отрицательным ПЦР (действует три дня), подтвердившие это специальным QR-кодом. Исключения сделали для летних веранд — без дополнительных условий их можно посещать до 12 июля.

28 июня оборот общепита в натуральном выражении (количество позиций в чеке) в Москве упал на 30% по сравнению с 21 июня. Об этом свидетельствует информация оператора фискальных данных «Платформа ОФД», с которой ознакомились «Известия». Средний чек сократился на 5%, до 1,4 тыс. рублей. При этом объем онлайн-покупок из заведений общепита подскочил вчетверо с лишним — на 340%. В Подмосковье продажи в натуральном выражении сократились на 18%, средний чек уменьшился также на 5% до 1,6 тыс. рублей. Сегмент онлайн-покупок в общепите вырос в 2,5 раза, то есть на 150%.

В целом по стране реализация в натуральном выражении сократилась на 11%, средняя сумма покупки уменьшилась на 6%, до 993 рублей, зафиксировали специалисты компании. Онлайн-заказы из заведений общепита увеличились на 19%.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

В обычные дни объем продаж онлайн-заказов в кафе и ресторанах небольшой, менее 5% от общего, отметили «Известиям» эксперты «ЧекИндекса» (аналитический ресурс «Платформы ОФД»).

— Граждане легче возвращаются к таким формам коммуникаций с заведениями общепита после введения дополнительных мер безопасности, — сказал представитель компании. — Поскольку у них уже есть позитивный пользовательский опыт, приобретенный в периоды прежних волн ковид-ограничений.

В «ЧекИндексе» спрогнозировали, что в нынешних условиях в крупнейших городах доля интернет-заказов в общепите будет возрастать. Например, в прошлом году в периоды жестких ограничений она доходила до 30–40%, рассказали аналитики компании.

Аргумент для вакцинации

Сами рестораторы оценили, что выручка у них упала на 50–95% за первый день действия ограничений, писали СМИ. Бизнес рассчитывал, что негативный эффект можно будет сгладить за счет помощи от столичного правительства. Рестораторы просили налоговых послаблений и беспроцентных кредитов. Столичная мэрия предложила им другие варианты поддержки. Речь о двух мерах: отсрочка до конца года по уплате арендных платежей за III квартал, если заведение снимает помещение у города. Плюс к этому рестораторов включили в программу предоставления субсидий малому и среднему бизнесу. Максимальный размер выплаты — 1 млн рублей. Такую сумму можно потратить на оплату ЖКХ, покупку масок и перчаток и компенсацию затрат на мероприятия по профилактике COVID-19.

Гендиректор консалтинговой компании в ресторанной отрасли Restcon Елена Перепелица сказала «Известиям», что предложенные меры поддержки недостаточны для заведений, которые потеряли большую часть своих гостей. Причем в ближайший месяц ситуация вряд ли изменится, добавила она. По оценке эксперта, лишь через полтора-два месяца половина посетителей вернется в рестораны. Елена Перепелица уверена, что ограничения для отрасли не снимут до конца года: эпидемиологическая ситуация в столице вряд ли изменится.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

— Судя по всему, столичные власти разворачивают в городе меры, уже опробованные в Европе. Там тоже были QR-коды и ограничения в том числе для ресторанов, — сказала эксперт.

Она напомнила, что власти европейских стран двигались от жесткого длительного локдауна к постепенным послаблениям только для вакцинированных граждан. Поэтому люди охотнее прививались, считает специалист.

Работа в условиях таких ограничений позволит предпринимателям частично отбить свои капитальные вложения в бизнес, то есть учреждения смогут сократить свои убытки, подчеркнула Елена Перепелица. С этой точки зрения работа в условиях ограничений гораздо лучше, чем полный локдаун, заключила эксперт.

Только для избранных

QR-коды могут стать актуальными и для театров, рассказал «Известиям» высокопоставленный чиновник в столичном правительстве. Он отметил, что мэрия допускает такой сценарий развития событий. Собеседник издания подчеркнул: кино, фитнес и торговля пока не войдут в этот список. Ранее глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк допустил введение новых ограничений в столице, хотя конкретных отраслей он не назвал. Чиновник сказал «Известиям», что в ближайшее время QR-коды в торговле и на транспорте внедрять не будут.

На прошлой неделе Минкультуры обнародовало распоряжение, согласно которому 11 подведомственных театров обязаны использовать QR-коды с 28 июня. Это Большой театр, МХТ им. Чехова, МХАТ им. Горького, Малый театр, Театр им. Евг. Вахтангова, Театр Наций, Сатирикон, Театр кукол им. Образцова, Театр Наталии Сац, РАМТ и Театр классического балета Касаткиной и Василева.

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова

Худрук Школы современной пьесы Иосиф Райхельгауз сказал «Известиям», что новые ограничения резко сократят приток зрителей в театры. Посещаемость в них уже ограничена 50%, хотя «зрители рвутся на спектакли», добавил он. Сокращение доходов приведет к тому, что заведения будут вынуждены сокращать зарплаты сотрудникам, количество спектаклей и гастролей.

— Мы понимаем, что предлагаемая обстановка, в которой московские власти принимают решения, сложная и трудная, и все это понимают, — сказал он.

По словам худрука «Геликон-оперы» Дмитрия Бертмана, театры уверены, что по поводу QR-кода есть только рекомендации. Раз люди купили билеты на спектакль за два месяца, театральный персонал не уверен, что может потребовать код.