Обгон разрешен: в чем уникальность новой трассы «Формулы-1»

Руководство «Королевских гонок» подтвердило, что в 2023 году Гран-при России пройдет на новом автодроме «Игора Драйв» под Петербургом
Алексей Фомин, Тимур Ганеев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Уже через два сезона в календарь гонок «Формулы-1» войдет объект, давно признанный уникальным по своей структуре. О том, что Гран-при России в 2023 году пройдет в Санкт-Петербурге на трассе «Игора Драйв», вечером 25 июня объявил президент «Королевских гонок» Стефано Доменикали, выразивший мнение, что этап на «Игора Драйв» станет невероятным событием. На фоне заявлений о судьбе российского этапа в тень ушел даже проходящий в Австрии Гран-при Штирии, который должен был стать основным событием в мировом автоспорте. В том, почему руководство «Ф-1» остановило свой выбор на новейшем российском автодроме, разобрались «Известия».

История создания

Если быть точным, автодром «Игора Драйв», расположенный рядом с одноименным горнолыжным курортом, находится не в Петербурге, а в Ленинградской области — в 54 км от Северной столицы. Проектировал этот автоспортивный комплекс немецкий архитектор, инженер, конструктор и гонщик Герман Тильке. Именно он был разработчиком подавляющего большинства автодромов первой категории FIA (Международной автомобильной федерации), а это почти все трассы, входящие в календарь «Формулы-1». Среди них и «Сочи Автодром», который принимал Гран-при России с 2014 года. Однако функционал «Игора Драйв» шире предыдущих проектов знаменитого архитектора.

— Я рад подтвердить, что Гран-при России «Формулы-1» с 2023 года будет проходить на «Игора Драйв». Это стало итогом интенсивной работы с нашими российскими партнерами и детального изучения этой восхитительной трассы. Я впечатлен Санкт-Петербургом и уверен, что Гран-при России на «Игора Драйв» станет поразительным событием, — заявил Стефано Доменикали.

Промоутер российского этапа «Ф-1» компания «Росгонки» уже ведёт работу по подготовке проведения Гран-При России на трассе «Игора Драйв».

— Мы очень рады столь положительному промежуточному результату нашей совместной деятельности с группой компаний «Формулы-1», — прокомментировал ситуацию «Известиям» генеральный «Росгонок» Алексей Титов. — Российский этап стал неотъемлемой частичкой чемпионата мира. И точно так же, как у нас, у наших зарубежных партнёров стратегический подход к формированию и проведению нашего мероприятия таким образом, чтобы оно радовало не только отечественного зрителя, но и международное сообщество «Формулы-1». Мы ни в коем случае не будем останавливаться на достигнутом. Впереди ещё предстоит очень большое количество работы, связанной с формализацией принятых решений, с формированием и утверждением планов, связанных с проведением гонки на новом объекте. Ну и работа на самом объекте.

Уникальность объекта в Ленинградской области заключается в том, что одной гоночной трассой его создатели не ограничивались. «Игора Драйв» поражает многофункциональностью: помимо трассы для шоссейно-кольцевых гонок здесь развернут мультидром из девяти треков для ралли-кросса, мотокросса, дрифта, эндуро, картинга, внедорожников, супермото и парных гонок. Входит в состав комплекса и центр контраварийной подготовки. В общем, «Игора Драйв» должна стать родным домом не только для элиты автоспорта, но и для любого любителя и профессионала, садящегося за руль авто-, мото- или даже велотранспорта.

Что касается непосредственно трассы «Формулы-1», на ней модифицированы зоны вылета и установлены новейшие поглощающие энергию отбойники TecPro. Построена большая постоянная трибуна для зрителей вместимостью 5 тыс. человек. Если же брать всю протяженность автодрома, то посетить гонку сможет 50 тыс. болельщиков.

Длина трассы составляет 4086 м, ширина — 12-16 м, количество поворотов равно 14. Впрочем, к 2023 году, когда на «Игоре Драйв» состоится первый Гран-при «Формулы-1», промоутеры соревнования планируют изменить эти параметры. Так, протяженность увеличится до 5018 м, а количество поворотов вырастет до 20. Это позволит проходить круг за 86 секунд и развивать максимальную скорость до 215 км/ч.

Плюсом «Игоры Драйв», по мнению экспертов и фанатов «Ф-1», являются большие возможности для обгонов. Их количество было серьезной проблемой для «Автодрома Сочи» в первые сезоны его существования. Из-за этого ряд специалистов считают трассу в Олимпийском парке одной из самых скучных в «Королевских гонках».

Под Санкт-Петербургом же видятся хорошие места для обгонов как минимум на первом и 13-м поворотах, а на третьем секторе имеет место перепад высот в 17 м, что делает данный отрезок крайне непредсказуемым. А если этап в Ленинградской области займет то же место в календаре сезона, что и Сочи (конец сентября), погода Северо-Западного региона РФ способна привнести в заезд сумасшедшую интригу гонки на мокрой трассе — всё, как любят самые отъявленные фанаты серии. К слову, за семь лет проведения этапа в Сочи не было ни одной дождливой гонки.

Для гонщиков в переезде Гран-при России в Ленобласть тоже много плюсов. По мнению экспертов, на «Игоре Драйв» более интересный профиль — связки поворотов и рельеф трассы. Не возникнет и логистических проблем при поездке в Северную столицу — командам можно добраться на автодром из Европы на грузовиках.

— Думаю, российский этап надолго переезжает из Сочи в Ленобласть, — заявила «Известиям» бывший коммерческий директор команды «Формулы-1» «Катэрхем» Оксана Косаченко. — Огромная группа скандинавских поклонников автоспорта сейчас практически не охвачена, и, как мне кажется, приток болельщиков из этой части Европы будет велик. От «Игоры» до границы с Финляндией порядка четырех часов. Все-таки до Сочи добираться намного тяжелее. Плюс вокруг «Игоры Драйв» огромная территория, способная принимать музыкальные фестивали или иные мероприятия на открытом воздухе, популярные у болельщиков автоспорта.

Путь в «Формулу»

О том, что «Игора Драйв» готовится войти в число трасс «Формулы-1», в мире автоспорта заговорили еще на завершающей стадии строительства этого уникального объекта. В ноябре 2020 года шоссейно-кольцевая трасса получила омологацию FIA высшей категории Grade 1, что означало обретение права на проведение гонок уровня «Ф-1».

Заявление Стефано Доменикали не оставляет сомнений: в обозримом будущем «Игоре Драйв» предстоит принимать у себя лучших пилотов и самые топовые конюшни мира.

Опыт проведения гонок у автодрома в Ленобласти уже есть: здесь проходили этапы чемпионата и Кубка России. Ожидается, что к первым заездам «Формулы-1» «Игора Драйв» успеет пройти тест и другими крупными соревнованиями в автоспорте, включая международные.

Впрочем, возможности выйти на новую трассу ждут не только участники «Формулы-1», но и других гоночных серий и видов — в частности, Российской серии кольцевых гонок (РСКГ). По мнению одного из сильнейших отечественных гонщиков Бориса Шульмейстера, «Игора Драйв» выгодно отличается от сочинской трассы.

— По-водительски трасса в «Игоре» гораздо более интересна, чем «Сочи Автодром», — отметил известный пилот в разговоре с «Известиями». — Да, с точки зрения логистики трасса в Сочи ближе к аэропорту, морю и горам. Но в плане зрелищности я вижу у «Игоры Драйв» большой потенциал и с нетерпением жду этап РСКГ, который состоится там через месяц.

Напомним, в 2021 году помимо Сочи Гран-При «Формулы-1» проходят также в бахрейнском Сахире, итальянской Имоле, португальском Портимене, испанском Монмело, в Монте-Карло княжества Монако, азербайджанском Баку, французской Ле-Кастелле, австрийском Шпильберге, британском Сильверстоуне, венгерском Будапеште, бельгийском Спа, нидерландском Зандворте, итальянской Монце, турецком Стамбуле, японской Судзуки, американском Остине, мексиканском Мехико, бразильском Сан-Пауло, австралийском Мельбурне, Джидде (Саудовская Аравия) и Абу-Даби (ОАЭ).