Евросоюз ввел секторальные санкции против Белоруссии. Ограничения, в частности, затрагивают экспорт нефтепродуктов и удобрений, ограничивают доступ Минска к европейскому капиталу. При этом убытки понесет не только Белоруссия: потери ждут и экономику соседней Литвы. В частности, трети доходов лишится литовская железная дорога и порт Клайпеды. В Вильнюсе уже заявили, что попытаются получить от Евросоюза компенсации. «Известия» разбирались в ситуации.
Исключительные меры
Евросоюз ввел санкции против Белоруссии. Ограничения касаются не отдельных лиц и предприятий, а целых отраслей экономики. Наиболее болезненные меры — ограничение торговли нефтепродуктами и продуктами калийной промышленности (основа белорусского экспорта), а также ограничение доступа к европейским финансовым рынкам. Последнее означает, что ни Евросоюз, ни отдельные его страны кредитов Минску давать не будут, то есть почти единственным источником займов станет Россия.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко не скрывал своего раздражения. «Никакого проседания ни на одном предприятии не должно быть. Мы этим мерзавцам по ту сторону границы должны показать, что их санкции — это их бессилие», — сказал он.
В соседней Литве в это время радовались происходящему. «Это сильные и адекватные санкции. Если их окажется мало, то у нас всегда есть возможность обсудить новый пакет мер», — заявил президент республики Гитанас Науседа. При этом он признал, что Литва также пострадает от ограничений. По словам Науседы, под угрозой деятельность сотрудничающих с Белоруссией предприятий, особенно Клайпедского порта, через который идет транзит белорусских нефтепродуктов и удобрений. Впрочем, к потерям литовских предприятий глава государства отнесся философски. «Нельзя принимать ограничительные меры и рассчитывать, что они нас никак не затронут», — признал Науседа.
Ставка на победу
Литва — один из главных противников действующих белорусских властей. Вильнюс в августе 2020 года отказался признать победу Александра Лукашенко на президентских выборах и поддержал оппозицию. В частности, именно в литовской столице обосновалась кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская. Политик регулярно встречалась с руководством прибалтийской республики, а в январе Науседа даже выдвинул ее на Нобелевскую премию мира. Кроме того, Литва открыла границу и заявила, что готова принять тех, кто «бежит от политического давления». После этого Вильнюс выдал белорусам 5700 разрешений на временное проживание.
Вильнюс также лоббировал введение санкций против Минска. В августе прошлого года прибалтийские страны не стали дожидаться решения ЕС, а ввели свои ограничения против белорусских чиновников. Вильнюс даже грозил Брюсселю «самыми острыми мерами», если тот будет медлить с общеевропейскими санкциями. Позже Литва добивалась расширения ограничительных мер. «Мы инициировали этот разговор. Мы считаем, что ЕС не может идти на компромисс в вопросе демократических ценностей и защиты прав человека», — говорил Науседа.
При этом в Литве, похоже, как-то не подумали, что сами могут пострадать, хотя страны тесно связаны экономически. По итогам 2019 года товарооборот Литвы и Белоруссии составил $1,5 млрд, по итогам 2020-го — $1,3 млрд. В Белоруссии в 2019 году функционировало 575 компаний с литовским капиталом, реализовывались инвестиционные проекты. Среди них и крупные, в частности, строительство деревообрабатывающего комплекса в Витебске.
Калийные реки
Наиболее тесные связи у двух стран — в сфере транспорта и логистики. В Клайпедском порту в 2020 году обработали 15,6 млн т белорусских грузов — 32% годового грузооборота гавани. За счет их перевалки в Клайпеде бюджет Литвы пополнился на €155 млн, что составило 1,4% от всех поступлений. Основные товары — нефтепродукты и калийные удобрения. Сразу после начала политического кризиса Александр Лукашенко велел «поставить Литву на место». В марте нынешнего года белорусские нефтепродукты начали транспортировать через российский порт Усть-Луга в Ленинградской области. Соглашение предусматривает перевалку 9,8 млн т нефтепродуктов за три года.
С калийными удобрениями ситуация сложнее. Во-первых, в Усть-Луге пока нет свободных мощностей для перевалки белорусских удобрений. Строительство специального терминала только обсуждается, гипотетически он может появиться не раньше 2024 года. Во-вторых, «Беларуськалий» не просто пользуется услугами Клайпедского порта, но и владеет 30% акций терминала сыпучих грузов. Впрочем, введение санкций, видимо, ускорит переговоры с Россией и по этому направлению.
В Литве уже подсчитывают возможные потери от разрыва отношений. Представитель железнодорожной госкомпании Мантас Дубаускас заявил, что убытки железных дорог достигнут €100 млн. По его словам, это примерно треть всех доходов. «Две трети этой суммы приходится на перевозку минеральных удобрений. Идет также транзит нефтепродуктов», — сообщил он.
В свою очередь, владелец клайпедского терминала сыпучих грузов Игорь Удовицкий заявил, что потеря белорусского транзита вызовет эффект домино. «Деловые связи, логистические модели разрушатся не только в порту, а по всей Литве. Проблематичными станут транспортные связи с Украиной, а это сотни тысяч тонн грузов. Это грозит и транспортному взаимодействию с Россией и Центральной Азией, так как основную часть данных грузов везут транзитом через Беларусь», — сказал он. По словам Удовицкого, из-за санкций литовские компании потеряют «сотни миллионов евро», работы лишатся десятки тысяч литовцев.
В Вильнюсе при этом уже задумались о том, чтобы получить компенсации за санкции. Глава комитета сейма по экономике Казис Старкявичюс заявил, что Литве следует начать переговоры с Еврокомиссией о возмещении ущерба. «Нужно думать о возможностях компенсировать потерянные грузы — нужно вести переговоры с ЕС и Еврокомиссией о компенсациях, если потоки просядут», — сказал политик.
Назло реализму
Эксперты говорят, что объяснить поведение Литвы сложно. «Одна из основных теорий международных отношений — реализм. Она утверждает, что государства действуют, исходя из своих объективных интересов. Поведение Литвы — хороший пример того, что реализм работает не всегда. Вильнюсу вообще-то выгодно развивать отношения с соседним государством. Только транспорт, транзит и логистика создают 9–12% ВВП Литвы, в этой сфере примерно треть создается благодаря Белоруссии», — сказал «Известиям» президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич.
По сути, Литва оказалась заложником собственной политики. «Думаю, руководство республики рассчитывало, что белорусская оппозиция победит, а потому разругались с Александром Лукашенко. Тот сохранил власть, но литовские политики уже не могут сдать назад. Теперь им приходится продолжать играть в непримиримое противостояние, постоянно повышать ставки», — подчеркивает эксперт.
Руководитель Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Леонид Вардомский считает, что ненависть к действующим белорусским властям у литовской политической элиты такова, что с затратами они не считаются. «Со стороны такая политика выглядит нелогичной. Как говорится, пилят сук, на котором сидят. Но беспокоиться о Литве не стоит. Думаю, Евросоюз поможет республике. А если не поможет, то расплачиваться за решения властей придется жителям страны. Население Литвы за годы независимости сократилось на миллион человек. Видимо, продолжит сокращаться и дальше», — говорит он.