Исполнители песен с большим количеством взрывных согласных звуков, как это часто бывает в рэпе, могут представлять большую опасность с точки зрения передачи коронавируса. К такому выводу пришли немецкие ученые. Они провели исследование по инициативе одного из ведущих симфонических оркестров Германии. Для качественного изучения характера выдохов при пении специалисты использовали искусственный туман, с помощью которого можно было увидеть движение воздушных потоков непосредственно у рта исполнителя. Громкость исполнения вокальной композиции не влияет на вероятность заражения.
Антивирусный репертуар
Группа ученых из Германии провела исследование, чтобы выяснить, как частицы коронавируса распространяются во время пения и как на этот процесс влияет стиль исполнения. Хотя в целом связи между жанром, в котором поет исполнитель, и вероятностью заразиться от него SARS-CoV-2 обнаружено не было, эксперименты показали, что микрокапли максимально выделяются при артикуляции взрывных согласных звуков. Чаще их используют рэп-исполнители. В остальном выдыхание частиц при пении мало чем отличается от обычного говорения. При этом громкость исполнения вокальной композиции не влияет на вероятность заражения.
«Исполнение песен с большим количеством взрывных звуков, как это часто бывает в рэпе, вызывает максимальную скорость воздуха до 0,17 м/с на расстоянии одного метра от исполнителя», написали ученые в статье по результатам работы.
Эксперимент проводили в концертном зале Бамбергского симфонического оркестра. В нем приняли участие трое профессиональных певцов: баритон и сопрано классической школы, а также представительница эстрадного жанра. Каждому из участников предлагали выполнить пять действий, которые включали в себя исполнение отрывков вокальных произведений в разных жанрах, артикуляцию взрывных согласных и пение высоких нот, говорение и даже простое выдувание воздуха.
Для качественного исследования характера выдохов при пении ученые использовали искусственный туман, с помощью которого можно было увидеть движение воздушных потоков непосредственно у рта исполнителя.
Количественные показатели воздушных потоков при пении регистрировали с помощью датчиков, установленных на расстоянии 1 м, 1,5 м и 2 м от исполнителя. Максимальную скорость потока 0,7 м/c зафиксировали у исполнителя классической школы, когда он просто выдувал воздух, не издавая никаких звуков. У его коллег максимальные показатели также были зафиксированы при выдувании. По мнению авторов исследования, выдувание по своим характеристикам очень близко к кашлю, что косвенно подтверждает его опасность для окружающих.
Во время пения баритона максимальная скорость воздуха на расстоянии 1 м от него составила 0,17 м/c, когда он исполнял отрывок из классического произведения. Выдох обладательницы сопрано также достиг наибольшей скорости 0,17 м/c, но уже во время артикуляции взрывных согласных. А эстрадная певица продемонстрировала тот же показатель при исполнении композиции из мюзикла. По данным немецких ученых, при говорении воздух движется со скоростью 0,1 м/c, то есть только на 0,07 м/с меньше, чем максимальная скорость при пении.
Интересно, что у отметки 2 м скорость потока воздуха, вызываемая пением всех трех участников эксперимента, не превышала 0,1 м/с. А это минимальный показатель, характеризующий циркуляцию воздуха в помещениях, где нормально работает система вентиляции. Поэтому исследователи пришли к выводу, что на таком расстоянии выдох певцов не регистрируется и его можно считать полностью безопасным. Также исследователи попросили певца-баритона исполнить несколько песен в медицинской маске. В этом случае на любом отдалении скорость воздуха не превышала 0,1 м/с.
Безопасно, но странно
Показательно, что была выявлена относительная безопасность пения сравнительно к обычной речью, отметил в разговоре с «Известиями» врач-оториноларинголог клиники «Медси» Илья Гладышев.
— Получается, эпидемия не помеха вокальному искусству, а исследование напоминает о необходимости соблюдения дистанции, — сказал эксперт.
По его словам, пение в маске хоть и более безопасно, но выглядит странно и может влиять на качество дыхания и звука. В таких случаях лучше пробовать использовать индивидуальные экраны для исполнителей. На взгляд специалиста, самое удивительное и интересное в исследовании — само решение оценить такое специфическое социальное взаимодействие.
— Сложно полностью согласиться с утверждением, что самую большую опасность представляют именно взрывные звуки, — размышляет заведующий лабораторией анализа показателей здоровья населения и цифровизации здравоохранения МФТИ Станислав Отставнов. — С одной стороны, есть звуки, при произнесении которых слюна выделяется особенно активно, а следовательно, и вирусные частицы выделяются в большем количестве. С другой — от размера частиц будет зависеть их поведение — крупные под своей тяжестью быстро осядут вниз, а более мелкие будут дольше находиться в воздухе, что также необходимо учитывать.
Повышенная опасность существует и для участников хоров, считает эксперт. Дело тут не только в дистанции при выступлении, но и в том, что люди на протяжении какого-то времени находятся вместе. Кроме того, важную роль играет и место выступлений и репетиций. Одно дело — большой зал филармонии, другое — стадион, где тоже поют хором, а третье, к примеру, клирос, где не всегда можно обеспечить соблюдение дистанции.
Техника пения и диапазон, в котором поет человек, будь то бас или тенор, не могут иметь никого отношения к распространению коронавируса, уверен классический певец, тенор, приглашенный певец Большого театра Всеволод Гривнов.
— Технология пения разработана исключительно для классической формы, поэтому сравнивать ее с рэпом неправильно, — отметил солист.
По мнению Гривнова, тема исследования актуальна для вокалистов, так как коронавирус представляет для них большую опасность, потому что поражает главным образом легкие. Но у профессионалов существует особая форма дыхания, которая, возможно, является хорошей профилактикой против COVID-19, отметил он.