Саммит президентов России и США, продолжавшийся чуть менее четырех часов, закончился лучше, чем ему предрекали. Подписано совместное коммюнике по стратегической стабильности, послы обеих стран в ближайшие дни возвращаются для работы над двусторонними отношениями, в течение следующих шести месяцев МИД РФ и Госдеп должны найти компромисс по возвращению заключенных из тюрем, а экспертная группа соберется по вопросам кибербезопасности. Позитивный тон переговоров отметили и Владимир Путин, и Джо Байден. Российский лидер назвал доверие между двумя странами несемейным, хотя «его зарницы» всё же промелькнули, считает он. А хозяин Белого дома напомнил, что ситуации, когда два президента более двух часов общались тет-а-тет без помощников, дипломатов, военных, еще не было. Практические итоги встречи можно будет увидеть уже в ближайшие месяцы — на это надеются и главы двух государств. «Известия» следили за происходящим из Женевы.
По протоколу и без
Центр Женевы 16 июня затих: в преддверии долгожданной встречи Владимира Путина и Джо Байдена швейцарские силовики перекрыли всю территорию, прилегающую к вилле Ла-Гранж. Поэтому привычки местных жителей — пробежка по набережной или купание в еще прохладной воде Женевского озера — превратились в этот день в невыполнимую задачу. Единственным, что нарушало полную тишину, был грандиозный фонтан Же-До, который в течение предыдущих дней обретал цвета флагов двух стран.
Само место переговоров вызывало исключительно положительные эмоции. Неброская приозерная усадьба расположена на небольшом холме в центре парка, в котором, кстати, можно было даже обнаружить клумбу с русскими огурцами. К слову, американских овощей обнаружить не удалось. Повсеместная зелень, жаркая солнечная погода и кваканье местных лягушек задали тон умеренно дружелюбной атмосфере саммита.
Первым к вилле подъехал кортеж президента Швейцарии Ги Пармелена, который на крыльце поместья XVIII века ожидал своих гостей. Вначале — практически по расписанию, около 13:00 — на место прибыл Владимир Путин. Следом до Ла-Гранж добрался и его американский коллега Джо Байден, который по каким-то причинам некоторое время после приезда не выходил из лимузина.
После прибытия двух лидеров состоялась протокольная фотосессия у входа в виллу с традиционным рукопожатием. По ее завершении представители американской прессы, по всей видимости, решили не словом, а делом доказать свою напористость, попытавшись попасть на начало переговоров в узком составе. В итоге практически всех швейцарцы вывели за дверь.
Саммит продлился 3 часа 57 минут: сначала в узком составе, потом в расширенном. Помимо главы МИД РФ Сергея Лаврова, в состав российской делегации вошли посол России в США Анатолий Антонов, начальник Генштаба Валерий Герасимов, замглавы внешнеполитического ведомства Сергей Рябков, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, помощник президента РФ Юрий Ушаков, замглавы администрации президента Дмитрий Козак и спецпредставитель главы государства по Сирии Александр Лаврентьев.
Но самыми важными часами стала встреча президентов тет-а-тет. Как отметил Владимир Путин уже по ее итогам, не со всеми президентами можно общаться в таком формате. Уникальность ситуации отметил и Джо Байден, который не смог припомнить, чтобы когда-то такое вообще происходило.
С подачи американской стороны было решено провести две отдельные пресс-конференции — чтобы, по словам Джо Байдена, ответы на вопросы не превратились в соревнование, кто лучше выступит перед прессой.
Вопреки традиционной форме, когда лидерам задают по два заранее согласованных вопроса, и Владимир Путин, и Джо Байден ответили на более чем 10 обращений, которые порой дублировали друг друга. Стоит отметить, что американские журналисты с легкостью попали на пресс-конференцию российского президента, а вот российским СМИ к Джо Байдену вход был воспрещен.
«Дух 1985-го»
Одним из главных итогов стало совместное заявление двух президентов по стратегической стабильности. Его опубликовали еще до того, как Владимир Путин закончил отвечать на вопросы журналистов. В небольшом тексте из трех абзацев российский и американский лидеры заявили о приверженности принципу, «согласно которому в ядерной войне не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана».
Интересно, что впервые этот принцип был озвучен 36 лет назад именно в Женеве — после первой встречи советского и американского лидеров Михаила Горбачёва и Рональда Рейгана. О ней в последние дни вспоминали часто: и потому, что для Швейцарии встреча Владимира Путина и Джо Байдена — первый с 1985 года российско-американский саммит, и потому, что он проложил дорогу к окончанию холодной войны, и потому, что именно тогда стартовала работа по контролю над вооружениями.
36 лет назад Москва и Вашингтон признали: важно предотвратить любое вооруженное противостояние и отказаться от военного превосходства друг над другом. По словам Джо Байдена, во время встречи 16 июня он увидел, что никто из сторон не хочет второй холодной войны.
Подспорьем для нынешнего заявления лидеров двух стран послужили наработки предыдущих лет, а именно договор о СНВ, единственный документ, который остался от всех предыдущих договоренностей по контролю над вооружениями. В феврале 2021 года Россия и США продлили его на максимально возможный срок в пять лет и таким образом выиграли время, чтобы разработать новую систему в этой сфере. Как говорится в документе, в ближайшее время Россию и США ждет «предметный и энергичный» диалог по стратегической стабильности. «Посредством такого диалога мы стремимся заложить основу будущего контроля над вооружениями и мер по снижению рисков», подчеркивается в заявлении.
Отдельно зашла речь о кибербезопасности — этот вопрос очень интересовал иностранных журналистов на пресс-конференции Владимира Путина. В течение последних лет США неоднократно обвиняли Москву в кибератаках на американские госучреждения и объекты инфраструктуры. Президент РФ, отвечая на эти выпады, отметил: по данным именно американских источников, большинство кибератак в мире идут из США, Канады и Великобритании.
Москва считает кибербезопасность важнейшей сферой, и именно поэтому стороны решили начать консультации по этой теме, отметил российский лидер. Джо Байден, в свою очередь, сообщил, что Штаты передали России список из 16 секторов инфраструктуры, которые ни в коем случае не должны подвергаться кибератакам. Решением этого вопроса займутся американские и российские эксперты, подчеркнул президент США.
Символическое значение
Еще одним практическим итогом стало решение вернуть в столицы послов России и США, которые на фоне дипломатического обострения были отозваны для консультаций еще в марте 2021 года. Как рассказали «Известиям» источники, представитель РФ Анатолий Антонов, скорее всего, вернется в Вашингтон в ближайшие дни.
По оценке директора Центра военно-политического анализа в Институте Хадсона Ричарда Вайца, это решение имеет символическое значение. Если после этого в дипмиссии вернется часть дипломатических работников, это упростит выдачу виз, отметил в беседе с «Известиями» эксперт.
Однако если обмен послами считался одним из наиболее очевидных практических исходов саммита, то с другой проблемой — обменом заключенных в США и РФ — ясности не было вплоть до итоговых пресс-конференций. Так, Владимир Путин, отвечая на вопрос корреспондента «Известий» Дмитрия Лару о том, затрагивался ли этот вопрос на встрече и могут ли заключенные в Штатах граждане РФ вернуться на родину, заявил, что здесь стороны могут пойти друг другу навстречу.
— Мы говорили об этом, президент Байден поднял этот вопрос применительно к американским гражданам, находящимся в местах лишения свободы в РФ. Мы это пообсуждали, там могут быть найдены определенные компромиссы. МИД России и Госдеп США поработают в этом направлении, — ответил российский лидер.
Одним из самых известных россиян, сидящих в американских тюрьмах по надуманным обвинениям, является летчик Константин Ярошенко. Спецслужбы США похитили его в Либерии в 2010 году, позднее обвинив его в намерении перевезти большую партию кокаина в Америку. В Штатах его приговорили к 20 годам тюрьмы. Накануне саммита супруга россиянина Виктория обратилась к Джо Байдену с просьбой о помиловании.
— Надежда появилась, конечно, после этого заявления нашего президента. Теперь ждем этих подвижек. И очень хочется верить, что ждать надо будет недолго! Как сказал Сергей Рябков (замглавы МИД РФ. — «Известия»): «Мы можем это решить на раз». Хотелось бы, чтобы так и было! — заявила «Известиям» Виктория Ярошенко.
Еще один гражданин РФ, за чье возвращение борется Москва, — Виктор Бут, экстрадированный из Таиланда в 2010 году и осужденный в США на 25 лет за незаконную торговлю оружием. Ранее его включали в список тех, на кого Россия готова обменять американских граждан. При этом до сих пор остается открытым вопрос, как будет происходить этот обмен: в соответствии с Конвенцией Совета Европы о передаче заключенных или за счет помилования президентами обеих стран.
Джо Байден, комментируя этот вопрос, заметил, что подвижки могут произойти в течение следующих шести месяцев. С американской стороны он имел в виду заключенных в России Пола Уилана, осужденного за шпионаж на 16 лет колонии, и Тревора Рида, приговоренного к девяти годам за нападение на полицейского. Он также упомянул ситуацию с международным инвестором Майклом Калви, привязав ее к состоянию инвестиционного климата в России.
При этом президент США отметил, что Вашингтон заинтересован в процветании российского народа, и рассказал о желании Штатов активизировать торговлю с Россией.
Американский вопрос
Самый часто задаваемый вопрос от американских СМИ в этот день касался ситуации вокруг Алексея Навального, который отбывает срок в колонии; иностранные журналисты задавали его в разных формулировках по меньшей мере пять раз.
По словам Владимира Путина, осужденный блогер сознательно нарушал закон и вернулся в Россию с полным пониманием того, что он будет задержан на ее территории.
— По поводу нашей несистемной оппозиции и гражданина, которого вы упомянули. Человек этот знал, что нарушает действующий в России закон, он обязан был отмечаться, как лицо, дважды осужденное к условной мере наказания. Сознательно, хочу это подчеркнуть, игнорируя это требование закона, этот господин выехал за границу на лечение, — сказал глава РФ, отметив, что пока Навальный находился в Германии, российские органы регистрации от него не требовали.
Требование возникло, когда блогер вышел из больницы. Выполнено оно не было, и его объявили в розыск.
— Зная об этом, он приехал, — сказал президент. — Исхожу из того, что сознательно шел на то, чтобы быть задержанным. Сделал то, что хотел, так что о чем тут можно говорить.
Эта тема прозвучала и на пресс-конференции Джо Байдена. Его, в частности, спросили, что будут делать Штаты, если Алексей Навальный умрет в тюрьме. Американский президент называть конкретные шаги не стал. Он лишь сказал, что смерть россиянина стала бы «трагедией» и она навредит отношениям России с остальным миром, в том числе и с США.
Были затронуты и темы совместных действий в Арктике. Оба президента сошлись во мнении, что это регион, где должен быть задействован механизм сотрудничества, а не конфронтации. При этом Москва сейчас занимается восстановление разрушенной инфраструктуры в Арктике. Что же касается ситуации с проходом во внутренних водах России в этом регионе — это суверенное право страны, которым она, кстати, никогда не злоупотребляла. Обсуждались и региональные вопросы, в частности Украина, которой, кстати, было уделено неожиданно мало времени, ситуация в Афганистане и вывод оттуда американских войск и ядерная сделка с Ираном, где, кажется, тоже есть проблески взаимопонимания.
В завершающем вопросе канадская журналистка попросила Владимира Путина объяснить на языке ее девятилетней дочери значение встречи для мира. Президент России с удовольствием ответил, что главы двух мировых ядерных держав пытаются сделать этот мир безопасным для всех жителей планеты, обсуждая вопросы ограничения оружия, защиты окружающей среды и здравоохранения. Кажется, диалог с глазу на глаз, и правда, оказался полезным для каждой из сторон. И хотя прошел он без семейного доверия, но с иллюзией на его зарождение.